Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Принята на заседании
педагогического совета
от 28.08.2023 Протокол № 3
Утверждаю
Директор МБУ ДО «ЦДО»
А.Ф. Шабалин
Приказ №59 от 30.08.2024 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0093D641A528C04D0C237621E634F4E1D8
Владелец: Шабалин Александр Федорович
Действителен: с 03.12.2024 до 26.02.2026
Дополнительно общеобразовательная программа
художественной направленности
«Домовёнок»
Возрастной состав обучающихся: 6 – 11 лет
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программ: 1 год
Автор программы:
Огнева Татьяна
Вячеславовна
педагог дополнительного
образования, ВКК
Педагог, реализующий программу:
Барановская Татьяна Юрьевна,
педагог дополнительного
образования, б/к
г. Нижняя Тура
2024 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Домовёнок» относится к
художественной направленности, является одной из программ по реализации задач
всестороннего, гармоничного развития детей начального школьного возраста.
Данная программа по уровню освоения – учебно-познавательная, прикладная; по
форме организации содержания и процесса педагогической деятельности –
интегрированная, по форме организации занятия – групповая.
Новизна программы.
Программа рассчитана на детей первого и второго класса начальной школы и
помогает им быстрее адаптироваться к обучению в общеобразовательном
учреждении. В процессе освоения дополнительной общеобразовательной
программы «Домовёнок» обучающиеся знакомятся с различными видами
декоративно-прикладного творчества.
Программа включает 4 тематических модуля: тестопластика, изонить,
бумагопластика, изготовление поделок из природного и бросового материала.
- тестопластика – это способ изготовления поделок из соленого теста. Соленое
тесто- доступный материал, лепка- полезное занятие для пальчиков, так как
развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и
мышления. Занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством
(раскрашиванием готовых изделий), развивает ребенка эстетически.
- изонить или «нитяная графика» – это графический рисунок, выполняемый нитями,
натянутыми в определенном порядке на твердом фоне. Изонить расширяет
представление обучающихся об окружающем мире, учит их внимательно
вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять
целостность восприятия при создании геометрического узора.
- бумагапластика – это искусство моделирования бумажных художественных
композиций на плоскости и создание объемных поделок. У детей совершенствуется
мелкая моторика рук, точное движение пальцев. Работа с бумагой способствует
концентрации внимания.
- поделки из бросового материала – вид деятельности, который развивает образное и
пространственное мышление, моторику рук, глазомер, учит работать с различными
материалами и инструментами.
- поделки из природного материала – аппликации, картины, объемные поделки и
композиции, данный вид деятельности помогает познать окружающий мир,
способствует развитию мелкой моторики рук учащихся, художественного вкуса,
творческого интереса.
Дети систематизируют знания и умения по изготовлению изделий из
различных материалов и успешно применяют их при выполнении работ, приучаются
к аккуратности, экономии материалов при выполнении поделок, получают
возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то
создавать своими руками. При освоении программы нет строгого требования к
дисциплине на занятии, что способствует созданию дружеской обстановки в
объединении.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время потребность
общества в личности творчески активной и свободно мыслящей, несомненно,
возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных
условий жизни. Ручной труд является средством общего развития ребенка: развития
мелкой моторики, сферы чувств, эстетического вкуса и творческих способностей.
Изготавливая поделки под руководством взрослого, а позже самостоятельно,
ребенок приобщается к посильному труду, осваивает навыки работы с различными
материалами и инструментами, учится работать в коллективе.
Педагогическая целесообразность
Дополнительная общеобразовательная программа «Домовёнок» направлена на
развитие творческих способностей детей через их собственную творческую
деятельность. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на
развитие творческих способностей обучающихся происходит их угасание.
Групповые
занятия
декоративно-прикладным
творчеством
улучшают
эмоциональное состояние детей. Участвуя в выставках, конкурсах разного уровня,
дети чувствуют свою значимость среди сверстников.
Цель программы- · Развитие творческих способностей детей посредством
обучения различным видам декоративно-прикладного творчества.
Задачи дополнительной общеобразовательной программы:
Образовательные
- познакомить обучающихся с историей возникновения различных видов рукоделия;
- сформировать элементарные знания о техниках «Изонить», «Бумагопластика»,
«Тестопластика», привить основные навыки работы в изучаемых видах
декоративно- прикладного творчества;
- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями.
Личностные:
- развить устойчивый интерес к занятию декоративно-прикладным творчеством и
мотивацию к самосовершенствованию в данной области;
- сформировать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
- развивать творческое мышление, внимание, память, воображение;
- развить коммуникативные навыки, обеспечивающие совместную деятельность в
объединении, сотрудничество, общение;
- формировать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, терпение, бережливость;
- развивать мелкую моторику, гибкость рук и точность глазомера.
Воспитательные:
- формировать интерес детей к миру народной культуры;
- формировать эстетический вкус;
- обеспечивать эмоциональное благополучие ребёнка;
- воспитывать доброе отношение к товарищам, уважительное отношение к семье;
- развивать положительные качества личности – доброту, отзывчивость,
коммуникабельность;
- формировать положительное отношение к труду.
Отличительные особенности
данной образовательной
программы
от
существующих состоят в том, что программа построена на широком использовании
методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых
приемов, способствующих систематическому формированию компетентностей и
поддержанию у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству.
Всевозможные игровые задания стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в
результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя
волшебником, творцом. Активное включение игровых форм обусловлено, прежде
всего, возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с
игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий
мир. Благодаря ей у ребёнка можно развить внимание, воображение, память. Через
игру можно увлечь детей декоративно-прикладным творчеством, привить любовь к
искусству, разбудить в каждом из них потребность к творческому самовыражению.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
общеобразовательной программы
Программа рассчитана на учащихся 1-2 классов в возрасте от 6 до 8 лет, не
имеющих начальных умений и навыков в декоративно-прикладном творчестве.
Набор в группы осуществляется по 12-15 человек.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы, формы и
режим занятий.
Программа рассчитана на 1 год обучения (36 недель) при постоянном составе
детей. Объём учебных часов:– 216 часов. Занятия проходят 3 раза в неделю по 2
часа.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Предметные результаты –
обучающиеся будут знать:
- технику безопасности при работе с различными инструментами;
- основные способы работы по алгоритму, схеме, чертежу;
- требования к содержанию рабочего места;
- элементарные способы изготовления открыток ручной работы;
- простейшие способы изготовления цветов и элементов декора из
подручного материала (цветная бумага, ленты, ткань и др.)
- правила составления простых композиций.
Обучающиеся будут уметь:
- пользоваться различными инструментами и приспособлениями;
- выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении поставленных
задач;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку,
схеме, чертежу,
- выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним
признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при
изготовлении и сборке изделия;
- организовать рабочее место.
Личностные результаты
У обучающихся будут развиты:
- мотивация к изучению различных техник декоративно-прикладного
творчества
- способность видеть и понимать прекрасное;
- внимание, память, воображение;
- коммуникативные навыки, обеспечивающие совместную деятельность в
объединении, сотрудничество, общение.
- Моторика и гибкость рук, точность глазомера;
У детей будут воспитаны:
- аккуратность, усидчивость, трудолюбие, бережливость.
- сформировано положительное отношение к труду.
Формы подведения итогов
С
целью
определения
уровня
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы, а также для повышения эффективности и
улучшения качества учебно-воспитательного процесса, проводится педагогический
мониторинг в течение всего периода обучения. Программа мониторинга включает
три этапа: первичная диагностика, промежуточная и итоговая аттестации.
Педагогический мониторинг
Для успешной реализации программы предлагается
систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка
непрерывное
и
Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла;
средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.
Параметры
Образовательные результаты
Эффективность
Критерии
Освоение детьми содержания образования
1. Разнообразие умений и навыков.
2. Глубина и широта знаний по предмету.
Детские практические и творческие
достижения.
3. Позиция активности ребенка в обучении и
устойчивого интереса к деятельности.
4. Разнообразие творческих достижений
(участие в выставках, конкурсах различного
уровня).
5. Развитие общих познавательных
способностей (сенсомоторика, воображение,
память, речь, внимание).
1. Культура поведения ребенка.
воспитательных воздействий
2. Характер отношений в коллективе.
Мониторинг образовательных результатов
1. Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет
правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет
правильно использовать инструменты.
Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение
использовать инструменты.
2. Глубина и широта знаний по предмету
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса,
владеет определенными понятиями, свободно использует технические обороты,
пользуется дополнительным материалом.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует
специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные
определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к
самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в
достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на
определенных этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания
только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4. Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в
масштабе района, города.
Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках
внутри кружка.
5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи,
сенсомоторики
Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины,
хорошее развитие мелкой моторики рук; обучающийся обладает содержательной,
выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает
творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но
недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с
элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить
мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика
рук развита слаба, воображение репродуктивное.
Форма фиксации результатов
Образовательные результаты
ФИ, возраст
Первичная
диагностика
1 2 3 4 5
Промежуточная
диагностика
1 2 3 4 5
Итоговая
диагностика
1 2 3 4 5
Мониторинг эффективности воспитательных воздействий
1. Культура поведения ребенка
Высокий (3 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках,
соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта,
взаимовыручка, уважение, дисциплина).
Средний (2 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках,
обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
Низкий (1 балл): моральные суждения о нравственных поступках расходятся
с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.
2. Характер отношений в коллективе
Высокий (3 балла): высокая коммуникативная культура, принимает активное
заинтересованное участие в делах коллектива.
Средний (2 балла): имеет коммуникативные качества, но часто стесняется
принимать участие в делах коллектива.
Низкий (1 балл): низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания
общаться в коллективе.
Форма фиксации результатов воспитательных воздействий (см. таб. 4).
Таблица 4
Эффективность воспитательных воздействий
ФИ, возраст
Первичная
диагностика
1
2
Промежуточная
диагностика
1
2
Итоговая
диагностика
1
2
Кроме того, в конце изучения каждой темы планируется проведение
выставок в объединении, самостоятельных работ по изготовлению изделий по
памяти, участие обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня. В
конце обучения проводится итоговая выставка лучших работ, предполагаются
персональные выставки работ одаренных обучающихся.
Учебно-тематический план
№
1
1.1
Раздел, тема
Соленое тесто
Вводное занятие. Техника безопасности
Теория Практика Всего
17
37
54
2
2
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
2.11.
2.12.
2.13.
2.14.
2.15.
2.16.
2.17.
2.18.
3
3.1.
Изготовление простых форм (цветы,
фрукты, грибы, подковы)
Веселый зоопарк (бабочки, рыбы,
черепахи, панно на диске «Аквариум»,
лошадки, барашки)
Юные строители (домики, изготовление
панно с городскими и сельскими
пейзажами)
Изготовление объемных поделок из теста
(черепаха, Лесовичок, пирамидка)
Изготовление цветка из соленого теста
Панно «Домик у дерева»
Изонить
Последовательность выполнения углов.
Инструктаж по ТБ
Последовательность выполнения угла
«Морковка».
Последовательность выполнения угла
«Домик»
Последовательность выполнения фигуры
«Рыбка»
Последовательность выполнения закладки
с двумя углами
Последовательность выполнения узора на
закладке
Выполнение рисунка «Цыпленок»
Выполнение рисунка «Узор в круге»
Выполнение рисунка «Пингвин»
Последовательность выполнения
окружности «Мячик»
Последовательность выполнения
окружности «Солнышко»
Выполнение рисунка «Звездочка»
Выполнение рисунка «Паутинка»
Узор из углов и окружностей
Последовательность выполнения
окружностей «Бусы»
Изготовление новогодней открытки
Техника «Змейка». Рисунок «Новогодняя
ветка»
Выполнение рисунка «Снежинка»
Бумагопластика
Конструирование (изготовление закладок
для книг)
2
6
8
6
12
18
2
6
8
2
4
6
1
2
24
1
3
6
24
1
4
8
48
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
2
2
4
1
1
2
1
2
1
1
1
2
1
1
2
4
2
2
2
2
4
1
1
2
1
1
1
2
1
2
2
4
2
2
2
2
2
4
4
1
20
2
1
46
6
2
66
8
3.2.
3.3.
3.4.
4
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
4.8.
Аппликация (Подсолнух из кулечков,
Бабочка, Ёлочка, поделки с
использованием втулок, Панно
«Хризантемы»)
Квиллинг (основные приемы техники
«Квиллинг», выполнение декоративных
элементов, композиции из цветов,
«Зоопарк», «Подводный мир»)
Оригами (простые базовые формы:
треугольник, книжка, дверь, воздушный
змей, блин, дом, двойной треугольник,
квадрат
Поделки из природного и бросового
материала
Изготовление бабочек из пластиковых
бутылок
Искусственные цветы из ткани
Стрекоза из рогоза
Изготовление поделок из втулок
Изготовление аппликации из семян на
диске
Аппликация из сухих листьев
Моделирование из коробок от сока и
бутылок
Декорирование бутылок и банок (декупаж,
пейп-арт, декорирование с применением
соленого теста)
Итого
4
8
12
6
18
24
8
14
22
14
34
48
1
3
4
2
1
2
1
6
1
4
3
8
2
6
4
1
2
3
6
4
8
4
8
12
75
141
216
Содержательная характеристика образовательной программы
Соленое тесто
1. Вводное занятие. Техника безопасности
Теория. История появления поделок из соленого теста. Материалы и
инструменты, используемые в работе с соленым тестом. Подготовка рабочего
места. Инструктаж по технике безопасности.
2. Изготовление простых форм (цветы, фрукты, грибы, подковы)
Теория. Рецепты приготовления соленого теста. Лепки шара, цилиндра,
конуса. Деление теста на части, соединение деталей. Изготовление поделок на
основе базовых элементов.
Практика. Освоение приемов лепки, раскатывание с помощью скалки,
изготовление поделок разными способами (вырезание из пласта, вылепливание).
3. Веселый зоопарк (бабочки, рыбы, черепахи, панно на диске «Аквариум»,
лошадки, барашки)
Теория. Демонстрация и обсуждение животных на фотографиях и картинках,
изучение их строения.
Практика. Изготовление животных, сушка, раскрашивание.
4. Юные строители (домики, изготовление панно с городскими и
сельскими пейзажами)
Теория. Разновидность домов (городские, сельские, одноэтажные,
многоэтажные, сказочные и др.). Способы нанесения рельефа на поделки,
совмещение деталей с различным рельефом.
Практика. Зарисовка эскизов домиков. Изготовление домика, сушка,
окрашивание, оформление поделки.
5. Изготовление объемных поделок из теста (черепаха, Лесовичок,
пирамидка)
Теория. Демонстрация и обсуждение формы поделок. Способы изготовления
объемных поделок.
Практика. Изготовление объемных поделок, сушка, раскрашивание.
6.
Изготовление цветка из соленого теста
Теория. Демонстрация и обсуждение изображения цветов, обсуждение
строения цветов, способы изготовления (вырезание, вылепливание).
Практика. Изготовление цветка, сушка, раскрашивание.
7. Панно «Домик у дерева»
Теория. Демонстрация и обсуждение городских и сельских пейзажей,
обсуждение изготовления панно, зарисовка эскиза.
Практика. Изготовление , сушка, оформление.
Изонить
1. Последовательность выполнения углов. Инструктаж по ТБ
Теория. Основные элементы заполнения фигур. Заполнение (прошивание)
угла. Варианты заполнения угла. Лицевая и изнаночная стороны вышивки.
Практика. Упражнения на формирование навыков работы.
2. Последовательность выполнения угла «Морковка».
Теория. Обсуждение последовательности изготовления угла «Морковка»
Практика. Изготовление изделия по готовому шаблону.
3. Последовательность выполнения угла «Домик»
Теория. Обсуждение последовательности изготовления угла «Домик»
Практика. Изготовление изделия по готовому шаблону.
4. Последовательность выполнения фигуры «Рыбка»
Теория. Обсуждение последовательности изготовления фигуры «Рыбка»
Практика. Изготовление изделия, оформление.
5. Последовательность выполнения закладки с двумя углами
Теория. Виды закладок и их применение.
Практика. Изготовление закладки, используя различные типы углов и их
сочетаний.
6. Последовательность выполнения узора на закладке
Теория. Закрепление изученной технологии
Практика. Выполнение самостоятельной работы.
7. Выполнение рисунка «Цыпленок»
Теория. Сочетание двух кругов, различных по величине
Практика. Вышивка цыпленка, аппликативная дорисовка до образа.
8. Выполнение рисунка «Узор в круге»
Теория. Закрепление основных понятий
Практика. Выполнение окружности с 2-3 хордами разной длины.
9. Выполнение рисунка «Пингвин»
Теория. Закрепление техники выполнения завитка. Использование завитка и
дополнительных линий.
Практика. Выполнение работы.
10. Последовательность выполнения окружности «Мячик»
Теория. Закрепление основных понятий
Практика. Выполнение работы.
11. Последовательность выполнения окружности «Солнышко».
Теория. Последовательность выполнения, способы оформления.
Практика. Выполнение работы.
12. Выполнение рисунка «Звездочка»
Теория. Технология заполнения угла. Цветовая комбинация.
Практика. Выполнение работы.
13. Выполнение рисунка «Паутинка»
Теория. Выполнение эскиза
Практика. Выполнение работы.
14. Узор из углов и окружностей
Теория. Последовательность выполнения элементов. Создание декоративной
композиции
Практика. Выполнение работы.
15. Последовательность выполнения окружностей «Бусы»
Теория. Последовательность выполнения элементов. Создание декоративной
композиции
Практика. Выполнение работы.
16. Изготовление новогодней открытки
Теория. Правила составления сюжетной композиции.
Практика. Выполнение работы.
17. Техника «Змейка». Рисунок «Новогодняя ветка»
Теория. Последовательность выполнения элементов техники.
Практика. Создание декоративной композиции, выполнение работы.
18. Выполнение рисунка «Снежинка»
Теория. Использование завитка и дополнительных линий в работе
Практика. Выполнение работы.
Бумагопластика
1. Конструирование (изготовление закладок для книг)
Теория. Последовательность выполнения элементов техники.
Практика. Создание декоративной композиции, выполнение работы.
2. Аппликация (Подсолнух из кулечков, Бабочка, Ёлочка, поделки с
использованием втулок, Панно «Хризантемы»)
Теория. Знакомство с различными видами аппликации: обрывная,
симметричная, модульная.
Практика. Создание декоративной композиции, выполнение работы.
3. Квиллинг (основные приемы техники «Квиллинг», выполнение
декоративных элементов, композиции из цветов, «Зоопарк», «Подводный мир»)
Теория. История возникновения техники «Квиллинг», основные правила
работы, разметка. Основные формы «Капля», «Треугольник», «Долька», «Квадрат»,
«Прямоугольник». Конструирование из основных форм. Применение форм в
композициях. Приемы изготовления цветов различной сложности. Применение и
отличительные свойства гофрированного картона.
Практика. Выполнение работы.
4. Оригами (простые базовые формы: треугольник, книжка, дверь,
воздушный змей, блин, дом, двойной треугольник, квадрат
Теория. Знакомство с техникой «Оригами».
Практика. Выполнение тренировочных образцов с различными изгибами.
Поделки из природного и бросового материала
1. Изготовление бабочек из пластиковых бутылок.
Теория. Техника подготовки пластиковых бутылок к работе. Перенесение
контура бабочки на пластик. Способы декорации.
Практика. Изготовление бабочки.
2. Искусственные цветы из ткани.
Теория. Материал для изготовления цветов. Инструменты и приспособления.
Изготовление деталей цветов.
Практика. Изготовление цветов в различных техниках.
3. Стрекоза из рогоза
Теория. Знакомство с природным материалом- рогозом. Подготовка его к
работе. Изучение строения стрекозы по фотографиям, картинкам.
Практика. Выполнение стрекозы.
4. Изготовление поделок из втулок.
Теория. Демонстрация готовых поделок из втулок, обсуждение. Изображение
эскизов поделок.
Практика. Выполнение поделок из втулок.
5. Изготовление аппликации из семян на диске
Теория. Обсуждение внешних характеристик семян. Технология выполнения
аппликации.
Практика. Оформление фона работы. Выполнение аппликации.
6. Аппликация из сухих листьев.
Теория. Демонстрация готовых работ. Обсуждение, выполнение эскиза.
Практика. Выполнение аппликации.
7. Моделирование поделок из коробок от сока и пластиковых бутылок.
Теория. Обсуждение формы коробок и бутылок. Изображение эскиза поделки
на бумаге.
Практика. Выполнение работы.
8. Декорирование бутылок и банок (декупаж, пейп-арт, декорирование с
применением соленого теста)
Теория. Знакомство с новыми техниками.
Практика. Подготовка бутылок и банок к оформлению. Декорирование.
Методическое обеспечение
дополнительной общеобразовательной программы
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности
их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается
темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение
работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные
работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее
подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и
развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь
ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Для развития у обучающихся умений и навыков творческой работы
программой предусмотрены следующие формы и методы:
Аудиторные: тематические, игровые, мастер-классы, занятие-презентация;
беседы; практические занятия; индивидуальные и групповые занятия; коллективная
работа.
Итоговые: выставки, мастер-классы, конкурсы.
Методы:
Для качественного развития творческой деятельности программой
предусмотрено:
предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе
способов работы.
выбор сложности позволяет овладевать приемами творческой работы
всеми обучающимися.
создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий.
Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса
деятельности.
объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и
для общества.
Для формирования гибких, мобильных знаний, а также умения применять их
в нетипичных ситуациях успешно применяется компетентностный подход.
Формирование коммуникативных компетенций достигается при помощи
приёмов, способствующих развитию умения общаться со сверстниками и взрослыми
людьми, работать самостоятельно и в группе, где дети учатся распределять
обязанности и выполнять определённые социальные роли. Важную роль играют
устные ответы, представление творческих проектов, тематических сообщений.
Здоровьесберегающая компетенция совершенствуется при изучении и
применении правил личной гигиены, заботы о собственном здоровье, личной
безопасности, проведении регулярных инструктажей по технике безопасности.
Учебно-познавательные компетенции формируются при изучении истории
возникновения различных техник декоративно-прикладного творчества; основных
способов работы по алгоритму, схеме, чертежу; элементарных способов работы в
различных техниках рукоделия; простейших способов изготовления элементов
декора из подручного материала (бисер, цветная бумага, картон, ленты, ткань и др.);
правила составления простых композиций.
Всё вышесказанное обуславливает выбор следующих методов:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
- наглядный (показ электронных материалов, иллюстраций, наблюдение,
показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и
др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом.
Материально - техническое оснащение занятий
Для успешной реализации программы необходимо проводить занятия в
помещении, соответствующем требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей».Оборудование, инструменты: столы ученические, стулья ученические,
планшетный компьютер, шкафы для выставочных работ, папки с наглядными
материалами, схемами лекалами, необходимые материалы и инструменты в
изучаемых техниках декоративно-прикладного творчества, интернет. иные условия
реализации программы.
Список использованных источников.
Для педагога.
Нормативные акты
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726р
3. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей».
5. Письмо от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с
ГАОУ ВО "Московский государственный педагогический университет", ФГАУ
"Федеральный институт развития образования" и АНО дополнительного
профессионального образования "Открытое образование".
6. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова //
Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 567-572.
7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ. Автор - составитель: Рыбалёва
Ирина Александровна, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой дополнительного
образования ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края
Основная литература (книги)
1. Бондарева Н.А. «Конструирование современного урока на основе
педагогической техники».- Армавир, 2001.
2. Божко Силберг Дж. «500 пятиминутных развивающих игр для детей»/Пер.
с англ. Е.Г. Гендель.-Мн.:ООО»Попурри», 2004.
3. Григорьева А. «Золотая книга рукоделий» - М.: Белый город, 2008.
Дополнительная литература:
1. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Технология. Уроки творчества: Учебник
для 2 класса. – 6-е изд. – Самара: Издательство Учебная литература»: Издательский
дом «Фёдорова», 2013.
2. Сайт: Педагогические технологии - Кукушин В.С. - 3.14. Авторская
педагогическая технология C.Н. Лысенковой (опережающее обучение с
использованием опорных схем).
Электронные ресурсы
1. «Библиотека по педагогике» С.Н. Лысенкова. Когда легко учиться. «Дайте
открытый урок».
2. «Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии
посредством взаимодействия основного и дополнительного оборудования» И.Ф.
Горохова
3. Сайт «Страна мастеров». Техники.
Для обучающихся
Основная литература
1. Григорьева А. «Золотая книга рукоделий» - М.: Белый город, 2008.
2. Пластилиновые фигурки животных. – М.: Эскимо; Донецк: СКИФ, 2011.
64с.: ил.- (Азбука рукоделия).
Дополнительная литература
1. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Технология. Уроки творчества: Учебник
для 2 класса. – 6-е изд. – Самара: Издательство Учебная литература»: Издательский
дом «Фёдорова», 2013.
Для родителей
Электронные ресурсы
1. Сайт «Страна мастеров». Техники.
2. Сайт «Рукоделие. Мастер классы.»
3. Сайт «Рукоделие и декор. Идеи, советы, уроки.»
4. Сайт «Мастер-классы по рукоделию.»
5. Сайт «Круг мастер-классов. Скрапбукинг.»
6. Сайт «Мастера рукоделия».