Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Принята на заседании
педагогического совета
от 28.08.2023 Протокол № 3
Утверждаю
Директор МБУ ДО «ЦДО»
А.Ф. Шабалин
Приказ №59 от 30.08.2024 г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0093D641A528C04D0C237621E634F4E1D8
Владелец: Шабалин Александр Федорович
Действителен: с 03.12.2024 до 26.02.2026
Дополнительно общеобразовательная программа
художественной направленности
«Школа хореографии»
Возрастной состав обучающихся: 6 – 17 лет
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программ: 3 года
Автор программы:
Селиванова Розалия Тагировна
педагог дополнительного
образования, 1КК
г. Нижняя Тура
2024 год
Пояснительная записка
к дополнительной общеобразовательной программе
«Школа хореографии»
Современное общество выставляет заказ на творчески активную личность
способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно,
использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это
находит свое отражение в образовательных программах и поиске оптимальных
путей духовного, интеллектуального и физического развития детей.
Нацеленность современного образования на духовное обновление общества
вызывает потребность к расширению художественно-эстетического воспитания
подрастающего поколения. Расширяется влияние различных видов искусств на
процесс образования. Особый интерес проявляется к занятиям танцевальным
искусством.
Необходимость разработки настоящей программы вызвана тем, что танец, как
один из видов искусства, воспитывает художественный вкус, развивает детей
физически и духовно, формирует интерес к танцевальной культуре и потребности в
ней, как неотъемлемой части культуры в целом.
Актуальность программы «Школа хореографии» заключается в ее
содержательной активности, гибкости использования и разноуровневости. В ней
сочетаются традиционные методы обучения с инновациями. В народный танец с его
канонами и многовековыми традициями включены элементы современной
хореографии, что дает возможность ставить стилизованные номера, интересные
исполнителям и зрителю.
Приобретение знаний в области хореографии и музыки, совершенствование
детей физически и духовно свидетельствует о преемственности и согласованности
программы с программой общеобразовательной школы (музыка, физкультура,
культурология).
Целью
дополнительной
общеобразовательной
программы
«Школа
хореографии» является всестороннее и гармоничное развитие ребенка.
Цель достигается через решение следующих задач:
- познавательная: расширить объем историко-культурных и эстетических знаний в
области хореографического искусства;
- мотивационная: создать комфортную обстановку и ситуацию успеха для
каждого ребенка, повысить его самооценку через участие в творческой жизни
класса, школы, клуба, города, где каждый может проявить себя, реализовать свои
способности;
- воспитательная: воспитать качества личности, востребованной в современном
обществе: трудолюбие, коммуникабельность, уважение к себе и окружающим
людям;
- обучающая:
сформировать специальные знания и умения по данному курсу программы «Школа
хореографии»:
1 научить детей музыкально и грамотно исполнять движения, работать в паре и
ансамблем, соблюдая рисунки танца;
2 развить физические качества ребенка, совершенствовать их средствами танца в
гармонии с общим развитием;
3 раскрыть в обучающихся творческие способности, развивая эмоциональные
сферы, т.е. самовыражение в танце, артистические способности, умение передать
зрителю настроение хореографического номера;
- эстетическая: привить устойчивый интерес к национальной культуре и
искусству.
Программа комплексная, включает в себя три учебных курса: «Ритмика»,
«Классический танец», «Народный танец». Возможно проведение индивидуальных
занятий по любой из дисциплин.
Программа составлена на 3 года обучения, возрастной диапазон 6-17 лет: 1
год обучения (6- 8лет) – 216 часов в год, 2 год обучения(9-13 лет) -216 часов в год, 3
год обучения(14-17 лет)-216 часов в год.
Продолжительность учебного года – тридцать шесть недель. Время занятий –
40 минут, с 10-ти минутным перерывом.
Набор производится по критериям: желание ребенка получить предлагаемые
знания и умения; физическое состояние, позволяющее заниматься танцами. Ребенок
имеют право начать учебу по программе «Школа хореографии» с любого года
обучения, после соответствующего возрасту тестирования и индивидуальной
беседы.
Количество детей в группах: 1 год обучения 6-8 лет –15 человек, 2 год
обучения (9- 13 лет) – 12 человек, 3 год обучения(14-17 лет)-12 человек. Занятия
проводятся в специально оборудованном кабинете.
Основная форма проведения занятий – групповая. Занятия проходят по
следующей схеме:
1 организационный момент;
2 повторение пройденного материала;
3 изложение нового материала;
4 вывод, подведение итогов;
5 оценка работы обучающихся.
Объем движений и танцевальных элементов подобран с учетом возрастных и
психологических особенностей детей. Педагог вправе вносить необходимые
коррективы разделов и тем в программе с учетом психофизических особенностей
детей.
В процессе изучения программы «Школа хореографии» обучающиеся
знакомятся с основными ключевыми понятиями курса: хореография, танец, ритмика,
разминка, классический танец, народный танец.
Знания обучающихся оцениваются тремя уровнями:
1 Р (репродуктивный уровень) – решение творческих задач по образцу;
2 Э (эвристический, ассоциативный) – решение творческих задач с элементами
рационализаторства и изобретательства;
3 К (креативный, творческий, продвинутый) – творческое воплощение
собственных разработок на основе полученных знаний, умений и навыков.
Критерии оценки: техника исполнения, музыкальность, терминология
хореографических движений, исполнительское мастерство.
Итоги и результаты учебного года подводятся на контрольных открытых
уроках, которые проходят в конце года.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный
Способствует созданию прочной информационной базы для формирования умений и
навыков;
Репродуктивный
Учащиеся сами воспроизводят известный им по опыту материал. Этот метод
позволяет педагогу осуществить контроль за тем, как учащиеся усваивают знания,
овладевают умениями и навыками. С помощью разнообразных заданий педагог
предлагает воспроизвести разученные ранее танцевальные движения, показать
умения и навыки. Этот метод применяется в вариантах: воспроизведение
танцевального материала в наглядно-образной форме; в форме устного изложения; в
форме исполнения танцевальной композиции целиком или фрагмента;
Проблемный
Заключается в том, что педагог выдвигает перед учащимися познавательную
проблему, которая решается совместно;
Частично-поисковый, исследовательский
Педагог ставит проблемную ситуацию и предлагает решить самостоятельно. Эти
методы взаимосвязаны. Они более эффективны и способствуют
глубокому
усвоению танцевального материала.
Приемы обучения:
Показ
Практика преподавания выделяет три условия танцевального показа:
1. Предварительный показ танцевальной композиции, отдельных ее элементов,
упражнений и т.д. На этом уровне задача - предварительное знакомство с учебным
материалом, чтобы позднее, в ходе обучения, дети могли мысленно соотносить свои
действия с ранее увиденным.
2. Показ танцевального материала. Выделение из совокупности многих
танцевальных элементов какого-либо определенного элемента и сосредоточение
внимания на его восприятии.
3. Анализ и синтез танцевального материала, при котором анализируются отдельные
части движения, композиции и потом соединяются.
Особое
место
занимает
художественный
анализ
музыкальнохореографического произведения, разбор выразительных и образных средств и
интерпретаций с оценкой.
Изложение
Применяются различные формы изложения: информация, рассказ, лекция,
беседа и т.д. С помощью этого приема педагог сообщает знания об истории,
современном состоянии хореографии, рассказывает об отдельных танцах, лучших
парах, ансамблях и т.д. В соответствии с учебными задачами педагог дает описание
учебного материала. Изложение ведется в форме характеристики, где определяются
особенности музыки, костюма, творчества. В случае необходимости раскрытие
внутренних связей и зависимостей дается в форме объяснения.
Комментирование
Это словесное сопровождение педагогом сведений об особенностях
танцевального движения и музыкального произведения.
Инструктирование
Это словесные рекомендации, которые педагог дает обучающемуся, как
нужно исполнять элементы или композицию в целом. Может касаться правил
поведения при общении в танце.
Корректирование.
В процессе исполнения танцевальных движений педагог корректирует
действия обучающихся.
Итогом реализации комплексной программы «Школа хореографии»
является овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в области
хореографического искусства.
Оценка исполнения обучающимися изученных упражнений, движений,
комбинаций, танцевальных этюдов проходит в форме контрольных открытых
занятий. Творческий потенциал воспитанников реализуется на отчетных концертах,
на которые приглашаются родители и педагоги, в городских и областных
мероприятиях. Уровень исполнительского мастерства выявляется на конкурсах
различного уровня (городского, регионального, областного и т. д.)
Материальное, методическое и дидактическое обеспечение:
- Специально оборудованный кабинет,
- Аудио, видео – техника,
- Фонотека и видеотека,
- Специализированная литература.
«Ритмика»
Учебный курс «Ритмика» включает в себя разделы: ритмика и музыкальная
грамота, основы хореографии, классический танец. Реализуется на возрастной
диапазон с 6-8 лет.
Цель – формирование духовного, нравственного и физического здоровья
обучающихся на основе хореографического искусства.
Задачи –
1 эмоциональное и духовное развитие обучающихся в процессе обучения;
2 активизация интереса обучающихся к хореографическому искусству, как
неотъемлемой части культуры;
3 формирование
навыков
владения
своим
телом,
укрепление
и
совершенствование двигательного аппарата;
4 формирование знаний, умений и навыков классического танца;
5 развитие творческой активности детей.
Раздел «Ритмика и музыкальная грамота» включает в себя упражнения и
музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной и классической музыки,
а также движения под музыку.
Цель ритмики – активизация музыкального восприятия детей через
движения. Развитие музыкальных и творческих способностей детей. Дети учатся
слушать музыку. Различать ее выразительные средства: темп, динамические
оттенки, размер, форму музыкального произведения, характер, ритмические
рисунки. Музыка пробуждает у детей светлые, радостные чувства. Они получают
удовольствие от свободных, легких движений, от сочетания музыки с пластикой
тела, жестов, мимикой. Занятия ритмикой поднимают настроение, повышают
жизненный тонус. Дети учатся эмоционально переживать музыку. Чувства,
настроения, вызванные музыкой, придают движениям эмоциональную окраску,
выразительность.
Раздел
«Основы хореографии» В этот раздел входят упражнения,
помогающие формировать красивую осанку, правильную постановку корпуса,
головы, ног рук, развивающие у детей физические данные, исправляющие
недостатки фигуры. Это движение классического танца по свободным позициям на
середине, движения народного и бального танцев, несложные упражнения по
аэробике. А так же гимнастика для укрепления и развития эластичности связок и
мышц. Раздел включает в себя упражнения на координацию (различие правой и
левой ноги, правой и левой руки, поворотов вправо, влево, согласованное действие
различных частей тела), ориентацию в пространстве (движение в различных
направлениях, соблюдение интервалов, построение рисунков).
Раздел «Классический танец» изучает постановку корпуса, позиции рук и
ног, движения классического танца у станка и на середине, adagio, allegro.
Классический танец вырабатывает правильную осанку, повышает технический
уровень исполнителя, танцевальную выразительность, музыкальность. Развивает
координацию, силу мышц, внимание. Изучение классического танца дает
возможность легко и уверенно осваивать другие виды танца.
Учебно-тематический план
I год обучения
Тема
1.
2.
2.1
Вводное занятие
Ритмика и музыкальная
грамота
Музыкальные жанры
Общее колво часов
теория
практика
2
1
1
16
8
8
4
2
2
Темп и характер музыки
Динамические оттенки
Такт и длительность в
2.4
музыкальном произведении
3. Основы хореографии
3.1 Постановка корпуса
3.2 Позиции рук и ног
3.3 Движения для головы
Движения для рук, кистей,
3.4
плечевого сустава
3.5 Движения корпуса
3.6 Движения для ног, стоп
3.7 Шпагаты
3.8 Калланетика
3.9 Танцевальные шаги
3.10 Прыжки
3.11 Упражнения на координацию
3.12 Рисунок танца
4. Итоговое занятие
ИТОГО
2.2
2.3
4
4
2
2
2
2
4
2
2
196
15
8
10
16
3
1
180
12
7
10
8
8
8
8
10
7
20
20
12
78
2
8
8
9
6
18
17
12
73
2
216
1
1
2
3
5
16
128
Содержание учебно-тематического плана
первого года обучения
1. Вводное занятие 2 ч.
Теория: Знакомство с детьми. Техника безопасности. Знакомство с
искусством танца.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Образовательная программа, специализированная литература, иллюстрации,
инструкции по ТБ.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
2. Ритмика и музыкальная грамота, 16ч.
Теория:
Музыкальные жанры (марш, песня, танец);
Понятие о темпе (медленный, умеренный, быстрый). Понятие о характере
музыки (грустная - веселая, громкая – тихая; гордая, торжественная, легкая,
светлая);
Динамические оттенки (громко, умеренно, тихо).
Такт, длительности в музыкальных произведениях;
Практика:
Определение музыкальных жанров;
Определение темпа и характера музыки;
Движение в характере мелодии;
Отсчет тактов.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение.
3.Основы хореографии, 196ч.
Теория:
1. Постановка корпуса.
2. Правила исполнения упражнений для головы, рук, корпуса, ног.
3. Для чего развивать отдельные группы мышц.
4. Положения рук и ног в танце.
5. Техника исполнения шпагата.
6. Упражнения на развитие эластичности мышц (как правильно исполнять).
7. Правила исполнения танцевальных шагов.
8. Техника исполнения прыжков.
9. Рисунок танца.
Практика:
1. Постановка корпуса, как в классическом танце (“Елочка”; “Принц принцесса”);
2. Движения для головы:
- поворот вправо, влево;
- наклон направо, налево, вперед, назад;
- смещение вперед, назад;
- круговые движения головой;
3. Упражнения для глаз (закрыть - открыть, зажмуриться, широко раскрыть
глаза, посмотреть направо, налево, вверх, вниз, круговые движения).
4. Мимика лица (“маски” - смешинки, сердинки, грустинки, дразнилки и т.д.);
5. Движения плеч (вверх - вниз, вперед - назад, круговые вперед - назад);
6. Движения для кистей рук (сжатие и разжимание кулака, движение кисти
вперед, назад по кругу, вниз – вверх, сгибание в запястье)
7. Движения для локтевого и плечевого суставов:
- сгибание руки в локте;
- круговые движения от локтя вперед - назад, от плеча всей рукой вперед
– назад;
- рывки руками;
- натяжение и расслабление рук - “деревянные”, “тряпичные руки”;
- различные положения рук вверх - вниз, в стороны;
8. Свободные позиции рук: подготовительная I, II позиции, руки за юбочку, руки
на талию;
9. Движения корпуса: наклоны корпуса вперед - назад, в стороны, круговые
движения корпусом;
10.Движения для тазобедренных и коленных суставов (подъем, сгибание ног,
вращательные движения, приседания); равновесие на одной ноге - “чертик”,
“журавлик”;
11.Движения для стоп (подъем на полупальцы, развороты, упражнения на
развитие подъема);
12.Упражнения на полу для мышц спины («кораблик», «коробочка», «кольцо»,
«кошечка» и т. д.);
13.Упражнения для мышц живота;
14.Упражнения для ног, стоп на полу;
15.Шпагат прямой и поперечный;
16.Упражнения на развитие эластичности мышц;
17.Подготовка к прыжкам (полуприседание и подъем на полупальцы , plie releve);
18.Свободные позиции ног I, II, III, VI позиции;
19. Танцевальные шаги: бытовой, танцевальный (с носка), шаг на полупальцах,
легкий бег, подскоки, боковой галоп;
20.Прыжки (“мячик”, “маятник” — из стороны в сторону, с продвижением вперед
- назад, с поворотом 90°, c поджатием ног, сочетание разных прыжков);
21.Упражнения на ориентировку в зале (повороты вправо и влево, движения по
линии танца и обратно, по диагонали);
22.Упражнения на координацию (различные комбинации);
23.Построение рисунков (круг, колонки, шеренги, диагональ, змейка, ручеек);
переход из одного рисунка в другой.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, иллюстрации,
коврики, лавочки, станки.
4.Итоговое занятие 2ч.
Практика 2 час:
Демонстрация полученных навыков в форме контрольного урока.
Предполагаемые результаты
первого года обучения
По окончанию данного курса обучающиеся:
- имеют представление о музыкальных терминах, таких как жанр, такт,
длительность;
- определяют характер, темп, динамические оттенки в музыке;
- выделяют начало фразы, части в произведении;
- знают основные понятия в хореографии: танец, хореография, осанка,
позиции ног и рук, рисунок танца, растяжка.
- соблюдают правильную осанку при исполнении движений;
- знают позиции и положения рук, ног;
- движения исполняют под музыку, передавая заданный характер;
- ориентируются в пространстве зала, сценической площадки, строят простые
рисунки;
- показывают азы актерского мастерства.
«Учимся танцевать классический танец»
2 год обучения
Учебно-тематический план второго года обучения
Тема
Общее колтеория
практика
во часов
1.
Вводное занятие
2
2
2. Ритмика и музыкальная
10
5
5
грамота
2.1 Акцепта, музыкальный
2
1
1
размер
2.2 Понятия о танцевальной
2
1
1
музыке
2.3 Мелодия, аккомпанемент
2
2
2.4 Пунктирный ритм
4
1
3
3. Разминка
112
16
96
3.1 Постановка корпуса
6
1
5
3.2 Движения для головы, рук,
8
8
кистей, плечевого сустава
3.3 Движения корпуса
10
1
9
3.4 Движения для ног, стоп
10
10
3.5 Колонетика
12
1
11
3.6 Шпагаты
14
2
12
3.7 Танцевальные шаги
20
2
18
3.8 Прыжки
12
2
10
3.9 Упражнения на координацию
6
2
4
3.10 Рисунок в танце
12
4
8
3.11 Правила этикета
2
1
1
4. Классический танец
82
16
66
4.1 Позиции рук
6
2
4
4.2 Позиции ног
6
2
4
4.3 Движения у станка
24
4
20
4.4 Движения на середине
28
4
24
4.5 Adagio
6
2
4
4.6 Allegro
12
2
10
5. Постановка танцевальных
10
10
композиций
6. Итоговое занятие
2
2
ИТОГО:
216
48
168
Содержание учебно-тематического плана
второго года обучения
1.Вводное занятие 2ч.
Теория 1 часа:
1. Знакомство с классическим танцем;
2. Техника безопасности.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Образовательная программа, специализированная литература, иллюстрации,
инструкции по ТБ.
2. Ритмика и музыкальная грамота, 10ч.
Теория 5 часа:
1. Закрепление ранее полученных знаний;
2. Длительности и ритмический рисунок (сочетание различных длительностей);
3. Понятие такт и затакт;
4. Понятие танцевальной музыки (полонез, вальс, полька, гавот, падеграс);
специфичность метроритма различных танцевальных жанров;
5. Разнообразие характера и темпа танцевальных жанров (на примере вальса,
польки);
6. Мелодия, аккомпанемент (вальс, полонез, полька);
7. Пунктирный ритм (пример полонеза).
Практика 5 часа:
1. Определение музыкального размера, дирижирование;
2. Прохлопывание длительности (целая, половинная, четверть) и ритмического
рисунка.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, аудио
материал, тетради, ручки.
3. Разминка 112ч.
Теория 16 часа:
1. Техника исполнения упражнений разминки.
2. Правила исполнения танцевальных шагов.
3. Правила этикета.
4. Техника исполнения упражнений в паре, четверке, и т. д.
Практика 96 часов:
1. Продолжается работа над постановкой корпуса, позициями рук, ног
(упражнения для рук и ног по I ,II, III свободным позициям);
2. Повторяются и усложняются упражнения для головы, плечевых и локтевых
суставов, кистей рук (комбинированные упражнения, движения с разным
ритмическим рисунком);
3. Упражнения для корпуса выполняются с большей нагрузкой и амплитудой;
4. Упражнения для ног (движения классического тренажа на середине по
свободным позициям: demi-plie и releve по I, II, III, VI позициям, battement
tendu из I свободной позиции, с работой стопы носок – каблук, grand
battement); упражнения для стопы (перекат с п/п на пятки, перекат на внешнее
и внутренне ребро стопы: 1 нога, 2 ноги, подъем на п/п по I II III позициям);
5. Упражнения на мышцы спины (увеличивается нагрузка и объем движений);
6. Упражнения на пресс (увеличивается количество движений); силовые
движения для мальчиков (на мышцы спины, рук, ног);
7. Шпагаты: увеличение амплитуды и время растяжки.
8. Колонетика: увеличение время исполнения движения, повышение сложности.
9. Танцевальные шаги, беговые движения: переменный шаг, танцевальный шаг,
бег с отбрасыванием ног назад, вперед. Подскоки в разном темпе. Галоп с
поворотом на 180°.
10.Прыжки: исполняются с большей амплитудой, с поворотом на 90°, 180°,
комбинируются два, три вида прыжков.
11.Рисунок танца (строить аккуратно, соблюдая центр и интервалы), переход из
одного рисунка в другой (плетень, улитка, змейка);
12.Работа над ансамблем: согласованное движение в паре, 4-ке, 6-ке;
13.Правила этикета - умение вести девочку в танце, поворачиваться в паре,
исполнять поклон дамы и кавалера; уважительное, внимательное,
доброжелательное отношение друг друга в паре, ансамбле.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, иллюстрации,
коврики, лавочки, станки.
4. Классический танец 82ч.
Теория 16 часов:
1. Что такое классический танец (историческая справка).
2. Постановка корпуса, позиции рук и ног.
3. Техника исполнения движений классического экзерсиса.
4. Техника прыжка.
5. Adagio в классическом танце.
Практика 66 часа:
1. Позиции рук: подготовительная, I , II, III. Позиции ног: I, II, III, V.
2. Движения у станка:
- demi plie (по I ,II, III позициям);
- battements tandus в сторону, вперед, назад (I, III позициям);
- bt tandus jetes в сторону, вперед (по I, III позициям);
- passe par terre (проведение ноги вперед и назад через I позицию);
- понятие направлений en dehors et en dedans;
- battements releves lents на 90° в сторону (по I, III позициям);
- grand battement вперед, в сторону (по I и III позициям);
- releves на полупальцы (по I ,II, III поз.), с вытянутых ног и с demi plies;
- положение ноги sur le cou-de-pied вперед и назад;
3. Движения на середине:
- demi plie (по I ,II, III позициям);
- battements tandus в сторону, вперед (I позиции);
- bt tandus jetes в сторону, вперед (по I позиции);
- grand battements jetes вперед, в сторону (по I позиции);
- releves на полупальцы (по I ,II, III позициям), с вытянутых ног и с demi
plies;
4. Аdagio (позы классического танца, port de bras: подготовительное);
5. Аllegro: temps saute (по I ,II позициям), pas echappe (по II позиции).
Основной задачей освоения классического танца на втором году обучения
является постановка корпуса, рук, головы в процессе изучения основных движений
тренажа у станка и на середине, развитие координации движений.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, иллюстрации,
станки, зеркала, видеоматериал.
5.Постановка танцевальных композиций- 10ч.
Практика:10часа
6.Итоговое занятие-2часа.
Практика-2 часа
Сдача практических упражнений в форме контрольного урока.
Предполагаемые результаты
второго года обучения:
- определяют характер, темп, размер и ритмический рисунок музыкального
произведения;
- имеют представление о танцевальной музыке;
- знают основные понятия в хореографии: танец, хореография, осанка,
позиции ног и рук, рисунок танца, классический танец, терминологию изученных
движений;
- выполняют движения с различной амплитудой (в зависимости от характера
и динамических оттенков музыки) и в различных темпах, переходя из одного в
другой;
- повышают технический уровень в сравнении с первым годом обучения;
- развивают физические данные (исполняют упражнения «мостик», «шпагат»,
«коробочку»);
- осваивают движения и терминологию классического танца;
- исполняют упражнения и комбинации музыкально грамотно, выразительно;
- ориентируются в пространстве зала, сценической площадки; рисунки танца
и переходы исполняют грамотно и ровно;
- учатся самостоятельно контролировать свое поведение и работу.
№п
п
1
Раздел
«Народный танец»
Учебно-тематический план
3 год обучения
Тема
Кол-во часов
теор
Введение курс
программы на 3
год обучения
Классический
Вводное занятие
1.1 Повтор изученного за 2 год
практ
2
всего
2
20
42
экзерсис
2
обучения
1.2. Начальная диагностика ЗУН
обучающихся
1.3Усложнение материала (по
позициям, с продвижением,
увеличение амплитуды движения)
2.1. Изучение элементов
характерных для народно
сценического экзерсиса
2.2. Комбинации элементов
Народносценический
экзерсис
3
Занятия на
середине зала
4
Постановочнорепетиционная
работа
5
Волшебство
танца
Итого:
2
20
2
16
28
10
Элементы танца: повторение
3.1. народного
3.2. историко-бытового и бального
4.1. Постановка танцев на основе
изученных элементов
4.2. Отработка элементов танцев
4.3. Повышение уровня
исполнительского мастерства
2
92
4
6
66
18
34
5.1. Анализ достигнутых
результатов
5.2Диагностика ЗУН обучающихся
приобретенных за время обучения
5.3 Контрольные занятия и
выступления
2
2
18
2
2
2
8
18
198
38
216
Краткое содержание изучаемого материала
Введение в курс программы - 2ч.
Теория –2ч.
3 Цели и задачи третьего года обучения, режим и план работы
1. Классический экзерсис –42ч.
Теория – 2ч.
3 Классический балет – высшая форма профессионального мастерства
Практика -40.
3 Повторение пройденного за 2 год обучения (14ч.)
4 Диагностика ЗУН обучающихся
5 Развитие исполнительского мастерства (4ч.)
6 Основы актерского мастерства (3ч.)
7 Усложнение упражнений экзерсиса (8ч.)
8 Освоение отрывков балетных номеров и фрагментов балетных спектаклей
(10ч.)
2.Элементы народно-сценического экзерсиса – 28ч.
Теория – 2 ч.
3 Пантомима и жест в хореографическом номере.
Практика – 26 часов.
4 Элементы народно-сценического экзерсиса (6ч.)
5 Элементы народно-сценического экзерсиса в характере народных танцев
(8ч.)
6 Элементы экзерсиса по позициям (4ч.)
7 Элементы экзерсиса с увеличением амплитуды движения (3ч.)
8 Элементы экзерсиса с продвижением по залу (5ч.)
3. Занятия на середине зала – 92ч.
Теория – 2ч.
3 Рисунок танца и хореографический образ
Практика – 90 ч
4 Повторение материала пройденного за второй год обучения (6ч.)
5 Элементы русского народного танца (7ч.)
6 Элементы украинского танца (10ч.)
7 Элементы белорусского танца (6ч.)
8 Элементы молдавского танца (8ч.)
9 Элементы венгерского танца (8ч.)
10 Элементы испанских танцев (10ч.)
11 Элементы цыганского танца (10ч.)
12 Элементы польских танцев (8ч.)
13 Элементы историко-бытовых танцев (6ч.)
14 Элементы бальных танцев (6 ч.)
15 Элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей (5ч.)
4. Постановочно - репетиционная работа - 38ч.
Теория – 4ч.
3 Рисунок танца: условные обозначения и запись танца.
4 Применение законов драматургии в постановке танца.
Практика –34ч.
3 Постановка композиций танца
4 Отработка композиций танца
5 Повышение уровня исполнительского мастерства.
5. Волшебство танца – 18 часов.
3 Анализ достигнутых результатов (4ч.)
4 Диагностика ЗУН обучающихся приобретенных за время обучения (4ч.)
5 Контрольные занятия и выступления (10ч.)
Ожидаемые результаты:
К концу обучения по данной Программе обучающиеся должны
знать:
3 Основы хореографической грамотности;
4 Правила самостоятельной и коллективной работы;
5 Стилевые особенности хореографии
Уметь:
3 Сочинять танцевальные этюды, сюжетные и бессюжетные танцы;
4 Грамотно работать с музыкальным материалом;
5 Использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной
жизнедеятельности.
Личностные – развитие социально и личностно значимых качеств,
индивидуально-личностных позиций, ценностных ориентиров, межличностного
общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметные – результатом изучения Программы является освоение
обучающимися универсальных способов деятельности, применимых как в
рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные – формирование навыков работы в области хореографии,
применения приемов и методов работы по Программе, воспитание основ
культуры труда, приобретение опыта творческой и проектной деятельности.
В ходе реализации Программы используются различные виды и формы
контроля.
Виды и формы контроля ЗУН обучающихся:
3 Входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование;
4 Текущий контроль – беседа в форме «вопрос-ответ», беседы с элементами
викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование;
5 Итоговый контроль (итоговая аттестация) – зачетная работа по теме, участие
в районных, областных и всероссийских конкурсах, защита творческих проектов.
6 Тематический;
7 Предварительный;
8 Устный;
9 Письменный;
10 Фронтальный;
11 Индивидуальный.
Способы проверки ЗУН обучающихся:
3 Начальная диагностика;
4 Итоговая аттестация
3
4
Формы проведения итогов реализации программы
Участие в конкурсах
Участие в концертах
Защита творческих работ и проектов
Материально-техническое оснащение
Для реализации образовательной программы необходимо:
3
музыкальная аппаратура, аудио записи;
4
видео материалы;
5
DVD диски (с аудио и видео материалами);
6
DVD диски с обучающими материалами;
7
компьютер;
8
проектор;
9
экран;
10 сменная обувь;
11 костюмы для выступлений (платья, сарафаны, кофты, юбки, топы).
Санитарно-гигиенические требования
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной
безопасности, санитарным нормам. Кабинет (зал) должен иметь хорошее освещение
и периодически проветриваться. В наличии должна быть раздевалка аптечка с
медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Методическое обеспечение программы 1 года обучения
№
1.1.
1.2
1.3
1.4
1.5.
1.6.
Название
раздела, темы
Формы
занятий
Приемы и
методы
Дидактический
материал,
техническое
оснащение
Формы
подведения
итогов
Введение в курс рассказ-беседа
Словесный
игра
программы
Раздел 1. «Основные понятия»
Знакомство с
Рассказ-беседа
словесный,
Наглядноопрос
историей
наглядный,
иллюстрационный
возникновения
интерактивный
материал
танцев
Термины
беседа,
словесный,
наглядноопрос
хореографии
игра
наглядный
иллюстрационный
материал
Основные
рассказ-беседа
словесный,
наглядноопрос
позиции,
тренировочные
наглядный,
иллюстрационный
положения
упражнения,
практический
материал,
игра
Начальная
беседа,
словесный,
вопросы и задания
опрос
диагностика ЗУН
игра,
наглядный,
самостоятельна практический
я работа
Пространство
рассказ-беседа,
словесный,
наглядноопрос
тренировочное
наглядный,
иллюстрационный
упражнение
практический
материал,
Упражнения для рассказ-беседа,
словесный,
аудио аппаратура,
опрос
развития тела
тренировочное практический
аудиозаписи
упражнение,
Раздел 2. «Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной
выразительности»
2.1 Приобретение
координации и
двигательнослуховых
навыков
2.2. Развитие ритма и
актерской
выразительности
3.1 Постановка
рассказ-беседа,
тренировочные
упражнения,
самостоятельна
я работа
рассказ-беседа,
тренировочное
упражнение
словесный,
наглядный,
практический
наглядноиллюстрационный
материал, аудио
аппаратура,
аудиозаписи
словесный,
нагляднонаглядный,
иллюстрационный
практический
материал, аудио
аппаратура,
аудиозаписи
Раздел 3. «Хореографическая азбука»
рассказ-беседа,
словесный,
наглядно-
тренировочно
е упражнение
опрос,
тренировочно
е упражнение
опрос,
корпуса
3.2
3.3
3.4.
4.1
5.1.
5.2.
5.3.
тренировочное
упражнение,
наглядный,
практический
иллюстрационный
материал, аудио
аппаратура,
аудиозаписи
Упражнения на рассказ-беседа,
словесный,
наглядноразвитие
тренировочное
наглядный,
иллюстрационный
гибкости и
упражнение
практический
материал, аудио
подвижности
аппаратура,
суставов
аудиозаписи
Упражнения на рассказ-беседа,
словесный,
наглядноразвитие
тренировочное
наглядный,
иллюстрационный
эластичности
упражнение
практический
материал, аудио
мышц
аппаратура,
аудиозаписи
Упражнения на рассказ-беседа,
словесный,
нагляднопостановку шага тренировочное
наглядный,
иллюстрационный
и выворотности
упражнение
практический
материал, аудио
аппаратура,
аудиозаписи
Раздел 4. «Занятия на середине зала»
Элементы танца рассказ-беседа,
словесный,
нагляднотренировочное
наглядный,
иллюстрационный
упражнение
практический
материал, аудио
аппаратура,
аудиозаписи
Раздел 5. «Постановочно-репетиционная работа»
Постановка
рассказ-беседа,
словесный,
нагляднотанцев на основе тренировочные
наглядный,
иллюстрационный
изученных
упражнения интерактивный
материал, аудиоэлементов
видео аппаратура,
аудио- видео-записи,
Отработка
рассказ-беседа,
словесный,
наглядноэлементов танца тренировочные
наглядный,
иллюстрационный
упражнения интерактивный
материал, аудиовидео аппаратура,
аудио- видео-записи,
Отработка
тренировочные практический
аудио аппаратура,
композиции танца упражнения
аудиозаписи,
самостоятельн
ая работа
опрос,
тренировочно
е упражнение
опрос,
тренировочно
е упражнение
опрос,
тренировочно
е упражнение
опрос,
тренировочно
е упражнение,
самостоятельн
ая работа
опрос,
самостоятельн
ая работа
опрос,
тренировочно
е упражнение
самостоятельн
ая работа
Раздел 6. «Волшебство танца»
6.1. Диагностика ЗУНсамостоятельная словесный,
наглядноопрос,
приобретенных за
работа
наглядный,
иллюстрационный самостоятельна
1 год обучения
работа под
материал, аудио
я работа
руководством
аппаратура,
педагога,
аудиозаписи
самостоятельная
работа
6.2. Контрольные
занятия и
выступления
самостоятельная работа под
работа
руководством
педагога,
самостоятельная
работа
аудио аппаратура, самостоятельна
аудиозаписи
я работа
Методическое обеспечение программы 2 года обучения
№
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
Название
раздела, темы
Формы
занятий
Приемы и
методы
Дидактический
материал,
техническое
оснащение
Введение в курс рассказ-беседа
словесный
программы
Раздел 1. «Классический экзерсис »
Повтор материаларассказ-беседа,
словесный,
нагляднопервого года
тренировочные
наглядный,
иллюстрационный
обучения
упражнения,
практический
материал, аудио
самостоятельна
аппаратура,
я работа
аудиозаписи
Основа
Рассказ-беседа
словесный,
Наглядноклассического
наглядный,
иллюстрационный
экзерсиса
интерактивный
материал
Начальная
беседа,
словесный,
нагляднодиагностика ЗУН самостоятельна практический
иллюстрационный
обучающихся
я работа
материал, аудио
аппаратура,
аудиозаписи
Классический
беседа,
словесный,
наглядноэкзерсис в
игра
наглядный
иллюстрационный
характере
материал
народных танцев
Раздел 2. «Занятия на середине зала»
2.1 Элементы
рассказ-беседа,
народного танца тренировочные
упражнения,
самостоятельна
я работа
2.2. Элементы
рассказ-беседа,
историкотренировочное
бытового и
упражнение
бального танца
словесный,
наглядный,
практический
наглядноиллюстрационный
материал, аудио
аппаратура,
аудиозаписи
словесный,
нагляднонаглядный,
иллюстрационный
практический
материал, аудио
аппаратура,
аудиозаписи
2.3. Элементы джаз рассказ-беседа,
словесный,
нагляднотанца и
тренировочное
наглядный,
иллюстрационный
современных
упражнение
практический
материал, аудио
танцевальных
аппаратура,
стилей
аудиозаписи
Раздел 3. «Постановочно-репетиционная работа»
3.1 Постановка
рассказ-беседа,
словесный,
нагляднотанцевальных
тренировочное
наглядный,
иллюстрационный
Формы
подведения
итогов
игра
опрос,
тренировочны
е упражнения
опрос
опрос,
самостоятельн
ая работа
опрос
опрос
опрос,
тренировочно
е упражнение
опрос,
тренировочно
е упражнение
опрос,
самостоятельн
номеров на
основе
изученных
элементов
3.2 Отработка
композиции
танцев
упражнение,
практический
рассказ-беседа,
тренировочное
упражнение
словесный,
наглядный,
практический
материал, аудио
аппаратура,
аудиозаписи
ая работа
наглядноопрос,
иллюстрационный тренировочно
материал, аудио
е упражнение
аппаратура,
аудиозаписи
наглядноопрос,
иллюстрационный тренировочно
материал, аудио е упражнение
аппаратура,
аудиозаписи
3.3 Повышение
рассказ-беседа,
словесный,
уровня
тренировочное
наглядный,
исполнительског упражнение
практический
о мастерства и
эмоциональной
выразительности
Раздел 4. «Волшебство танца»
4.1 Диагностика
самостоятельная словесный,
наглядноопрос,
ЗУН
работа
наглядный,
иллюстрационный самостоятельна
приобретенных
работа под
материал, аудио
я работа
за 2 год обучения
руководством
аппаратура,
педагога,
аудиозаписи
самостоятельная
работа
4.2. Контрольные
самостоятельная работа под
аудио аппаратура, самостоятельна
занятия и
работа
руководством
аудиозаписи
я работа
выступления
педагога,
самостоятельная
работа
Методическое обеспечение программы 3 года обучения
№
1.1.
1.2.
1.3.
2.1
2.2.
3.1
3.2
Название
раздела, темы
Формы
занятий
Приемы и
методы
Дидактический
материал,
техническое
оснащение
Введение в курс рассказ-беседа
Словесный
программы
Раздел 1. «Классический экзерсис»
Повтор
Рассказ-беседа
словесный,
наглядноизученного за 2
наглядный,
иллюстрационный
год обучения
практический
материал, аудио
аппаратура,
аудиозаписи
Начальная
беседа,
словесный
нагляднодиагностика ЗУН тренировочные практический
иллюстрационный
обучающихся
упражнения \,
материал, аудио
самостоятельна
аппаратура,
я работа
аудиозаписи
Усложнение
беседа,
словесный,
наглядноматериала
тренировочные
наглядный,
иллюстрационный
упражнения
практический
материал, аудио
аппаратура,
аудиозаписи
Раздел 2. «Народно-сценический экзерсис»
Элементы
рассказ-беседа,
словесный,
нагляднохарактерные для тренировочные
наглядный,
иллюстрационный
народноупражнения,
практический
материал, аудио
сценического
аппаратура,
экзерсиса
аудиозаписи
Комбинации
рассказ-беседа,
словесный,
наглядноэлементов
тренировочное
наглядный,
иллюстрационный
упражнение
практический
материал, аудио
аппаратура,
аудиозаписи
Раздел 3. «Занятия на середине зала»
Элементы
рассказ-беседа,
словесный,
нагляднонародного танца тренировочное
наглядный,
иллюстрационный
упражнение,
практический
материал, аудио
аппаратура,
аудиозаписи
Элементы
рассказ-беседа,
словесный,
наглядноисторикотренировочное
наглядный,
иллюстрационный
бытового и
упражнение
практический
материал, аудио
бального танца
аппаратура,
Формы
подведения
итогов
опрос
опрос
опрос
самостоятельн
ая работа
опрос
Тренировочно
е упражнение
опрос,
тренировочно
е упражнение,
самостоятельн
ая работа
опрос,
самостоятельн
ая работа
опрос,
тренировочно
е упражнение
3.3
4.1.
4.2.
4.3.
аудиозаписи
Элементы джаз- рассказ-беседа,
словесный,
нагляднотанца и
тренировочное
наглядный,
иллюстрационный
современных
упражнение
практический
материал, аудио
танцевальных
аппаратура,
стилей
аудиозаписи
Раздел 4. «Постановочно-репетиционная работа»
Постановка
рассказ-беседа,
словесный,
нагляднотанцев на основе тренировочные
наглядный,
иллюстрационный
изученных
упражнения интерактивный
материал, аудиоэлементов
видео аппаратура,
аудио- видео-записи,
Отработка
рассказ-беседа,
словесный,
наглядноэлементов танца тренировочные
наглядный,
иллюстрационный
упражнения интерактивный
материал, аудиовидео аппаратура,
аудио- видео-записи,
Отработка
тренировочные практический
аудио аппаратура,
композиции танца упражнения
аудиозаписи,
опрос,
тренировочно
е упражнение
опрос,
самостоятельн
ая работа
опрос,
тренировочно
е упражнение
самостоятельн
ая работа
Раздел 5. «Волшебство танца»
Беседа
Словесный,
наглядноОпрос
наглядный,
иллюстрационный
интерактивный
материал, аудио
аппаратура,
аудиозаписи
5.2. Диагностика ЗУНсамостоятельная словесный,
наглядноопрос,
приобретенных за
работа
наглядный,
иллюстрационный самостоятельна
время обучения
работа под
материал, аудио
я работа
руководством
аппаратура,
педагога,
аудиозаписи
самостоятельная
работа
5.3. Контрольные
самостоятельная самостоятельная аудио аппаратура, самостоятельна
занятия и
работа
работа
аудиозаписи
я работа
выступления
5.1. Анализ
достигнутых
результатов
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
При реализации программы учитывается уровень ЗУН обучающихся, их
индивидуальные возрастные особенности.
Для создания атмосферы увлеченности в первый и второй годы обучения в
основном применяются объяснительно-наглядные и репродуктивные методы
обучения, иногда поисковые (в форме игры или конкурса).
Третий год обучения имеет поисковый или творческий более самостоятельный
характер.
Методы и приемы обучения
Методы:
3 объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, экскурсия, объяснение,
показ иллюстраций)
4 репродуктивный (работа по схеме)
5 проблемно-поисковый (наблюдение, анализ и синтез сюжетной композиции.
Индукция-дедукция)
6 эвристический (творческие проекты)
Литература для педагога
1. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка». М.: «Владос» 2003г.
2. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения
и комбинации на середине зала». - М.: «Владос» 2004г.
3. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Этюды». - М.:
«Владос» 2005г.
4. Афанасенко Е.Х, Клюнеева С.А., Шишова К.Б «Детский музыкальный
театр.Программы, разработки занятий, рекомендации».
5. Горшкова Е.В.
6. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., «Народно-сценический танец»
- М, 1976г.
7. Климов А. «Основы русского танца» - М. 1994г.
8. «Летний оздоровительный лагерь», Массовые мероприятия.
9. Нечаев М.П «Адаптированная воспитательная система в современной школе»
М. 2008г.
10.«Организация ученического самоуправления», изд. «Учитель», Волгоград
2007.
11.Закон Российской Федерации «Обо образовании» и Закон Тамбовской области
«Об образовании»
Литература для детей
1. Богаткова Л. «Танцы и игры пионеров»- М. 1961г.
2. Браиловская Л. «Самоучитель бальных танцев»- изд. «Феникс», 2005г.