6_Прил_МЗ_БаскетболЭП

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»

Принята на заседании
педагогического совета
от 28.08.2023 Протокол № 3

Утверждаю
Директор МБУ ДО «ЦДО»
А.Ф. Шабалин
Приказ №59 от 30.08.2024 г.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0093D641A528C04D0C237621E634F4E1D8
Владелец: Шабалин Александр Федорович
Действителен: с 03.12.2024 до 26.02.2026

Дополнительно общеобразовательная программа
физкультурно - спортивной направленности
«Баскетбол»
Возрастной состав обучающихся: 12 – 17 лет
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программ: 1 год
Автор программы:
Черепанов Юрий Степанович
педагог дополнительного
образования,
первая квалификационная
категория

г. Нижняя Тура
2024 год

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа “Баскетбол” имеет
физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа
углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у
занимающихся основных физических качеств, формирование различных
двигательных навыков, укрепление здоровья.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской
Федерации «Об образовании», Федеральным законом от 29.04.1999 г. № 80ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым
положением об образовательном учреждении дополнительного образования
детей (постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233),
нормативными документами Государственного комитета РФ по физической
культуре и спорту, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Среди большого арсенала современных средств физической культуры
и спорта игра в баскетбол занимает одно из ведущих направлений и
пользуется большой популярностью. Это обусловлено высокой
динамичностью и эмоциональной насыщенностью этой игры, ее
увлекательностью и тем высоким накалом спортивных страстей, который
возникает во время игры. Все это особенно характерно для детского и
юношеского возраста и поэтому с таким увлечением школьники все больше и
больше приобщаются к занятиям баскетболом.
Поэтому данная программа была направлена большей своей частью на
всестороннее
физическое
развитие
учащихся
и
способность
совершенствовать многие необходимые в жизни двигательные и моральноволевые качества.
Новизна и оригинальность программы в том, что она учитывает
специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше
желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования
в процессе обучения. Она дает возможность заняться воспитанием здорового
образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.
Баскетбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях
помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако
реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от
возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с
индивидуализацией
подготовки
юных
игроков.
В
баскетболе
индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту,
полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому
созреванию. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить
на данном возрастном этапе.

Этап начальной подготовки – это «фундамент» физкультурно спортивной деятельности юного баскетболиста. Работа направлена на
разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники
баскетбола.
Актуальность данной программы состоит в углубленном изучении
игры баскетбол, что тем или иным образом дает учащимся, успешно
освоившим программу, принимать участие в соревнованиях по баскетболу
различного масштаба. Занятия в секции способствуют повышению
самооценки, раскрывают его скрытые возможности по формированию
логического мышления.
Педагогическая целесообразность позволяет решить проблему
занятости свободного времени детей, формированию физических качеств,
пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической
культуры и спорта.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в
связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания
развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа
дополнительного образования «Баскетбол», направленная на удовлетворение
потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности
организма.
Цель:
- создание условий для удовлетворения потребности ребенка
двигательной активности через занятия баскетболом.
Задачи:
1. Образовательные:

обучить учащихся техническим приемам баскетбола;

дать представление об оздоровлении организма и улучшении
самочувствия;

дать необходимые дополнительные знания и умения в области
раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (баскетбол);

обучить учащихся техническим и тактическим приёмам
баскетбола;

научить правильно регулировать свою физическую нагрузку.
2. Развивающие:

развить координацию движений и основные физические качества.

способствовать повышению работоспособности учащихся,

развивать двигательные способности,

формировать навыки самостоятельных занятий физическими
упражнениями во время игрового досуга.


3. Воспитательные:

воспитывать чувство коллективизма,
взаимопомощи и
взаимовыручки;

воспитывать дисциплинированность;

способствовать снятию стрессов и раздражительности;

способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия
интересам коллектива в достижении общей цели.
На
этап
начальной
подготовки
зачисляются
учащиеся
общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие
разрешение врача.
Особенностью данной программы является повышение количества
двигательных единиц (ДЕ) у детей через организацию в режиме дня
качественного учебно-тренировочного процесса, за определенное количество
учебных недель в году (36 недель).
Для реализации данной программы необходимы:
- Спортивный зал для занятий баскетболом.
- Спортивный инвентарь (кольца для баскетбола, конструкции
баскетбольные, мячи баскетбольные, сетки баскетбольные, стойки, маты,
скакалки, гимнастические скамейки).
- Спортивная форма для занимающихся (костюмы спортивные
тренировочные, кроссовки для баскетбола, футболки, майки, шорты).
Условия реализации программы
Данная программа по баскетболу предназначена для спортивной
секции и адресована учащимся в возрасте от 12 до 17 лет, рассчитана на 3
года обучения. Обучение проводится 3 раза в неделю по 2 часа.
Ожидаемый результат
В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый
минимум знаний для физического самосовершенствования, знание правил
игры, навыки простейшего судейства. Научатся играть в баскетбол. Будут
сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в
команде.
Способы определения результативности

зачеты по теоретическим основам знаний (ежегодно);

мониторинг личностного развития воспитанников (ежегодно)
(Приложение 2);

социометрические исследования (ежегодно) (Приложение 3);

диагностирование
уровня
физического
развития,
функциональных возможностей детей (ежегодно);

тестирование уровня развития двигательных способностей,
уровня сформированности технических умений и навыков (ежегодно);

анкетирование.
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в
соревнованиях различного уровня, в организации и проведении судейства
внутришкольных соревнований. Подведение итогов по технической и
общефизической подготовке проводится 2 раза в год (декабрь, май),
обучающиеся выполняют контрольные.
Система диагностики – тестирование физических упражнений.
Нормативы технической подготовки. 1-й год обучения


Штрафные
броски

Броски с
дистанции

Скоростная
техника

Передачи мяча в стену на
скорость

5

10

9

20

18

4

8

7

23

16

3

7

5

25

12

Нормативы технической подготовки. 2-й год обучения
Оценка

Штрафные
броски

Броски с
дистанции

Скоростная
техника

Передачи мяча в стену на
скорость

5

12

11

17

24

4

10

9

19

22

3

9

7

21

16

Нормативы технической подготовки. 3-й год обучения
Броски
Оценка Штрафные броски
с
дистанции

Скоростная
техника

Передачи мяча в стену на
скорость

5

15

13

13

28

3

13

11

15

26

4

11

9

17

22

Штрафные броски выполняются последовательно по 2 броска в
каждое кольцо. После первого броска мяч подает игроку его партнер, после
второго броска игрок сам подбирает мяч, ведет его к противоположному
кольцу и там выполняет 2 броска в той же последовательности. Упражнение
выполняется 5 минут (20 бросков).
Броски с дистанции выполняются последовательно от десяти равно
удаленных точек, по 2 броска с каждой точки. Точки располагаются
симметрично по обе стороны щита на линии, параллельно лицевой, а также

проходят через проекцию центра кольца и по линиям под углами 45° и 90° к
щиту. Считается число попаданий.
Скоростная техника. При выполнении обводки 3-секундной зоны
игроку необходимо обязательно попасть в кольцо; если мяч не попал в
кольцо, следует выполнить дополнительные броски до тех пор, пока он не
попадет в кольцо. Секундомер останавливается после того, как игрок
выполнит упражнения в обратную сторону (левой рукой) и мяч попадет в
кольцо. При выполнении ведения следует соблюдать правила игры.
Передача мяча в стену на скорость. Встать на расстоянии 2-3 метра от
стены лицом к ней и выполнять передачи мяча двумя руками от груди в
стену в течение 20 секунд, стараясь сделать как можно больше передач.
Общефизическая подготовка
Нормативы технической подготовки. 1-й год обучения
Оценка

Прыжок в длину с
места

Челночный бег 66,4
м

Бег 30 м

Бег 1000 м

5

190

6.2

4.9

4.10.0

4

180

6.5

5.2

4.20.0

3

170

6.7

5.4

4.30.0

Нормативы технической подготовки. 2-й год обучения
Оценка

Прыжок в длину с
места

Челночный бег 66,4
м

Бег 30 м

Бег 1000 м

5

220

5.7

4.5

3.50.0

4

210

6.0

4.7

4.00.0

3

200

6.2

5.0

4.20.0

Нормативы технической подготовки. 3-й год обучения
Оценка

Прыжок в длину с
места

Челночный бег 66,4
м

Бег 30 м

Бег 1000 м

5

240

5.0

4.2

3.20.0

4

230

5.2

4.5

3.30.0

3

220

5.5

4.8

3.40.0

Норматив «челночный бег» проводится на баскетбольной площадке.
Старт и финиш - с лицевой линии. Спортсмен бежит до линии штрафного
броска и возвращается обратно; затем он бежит до центральной линии и
возвращается до линии штрафного броска; далее бежит до противоположной
линии штрафного броска и возвращается к месту старта.
Проверка знаний правил судейства осуществляется путем
привлечения учащихся к судейству внутришкольных соревнований в
качестве судей в поле (3-й год обучения), судей на протоколе (2-й год
обучения).

Участие в соревнованиях. Учащиеся принимают участие не менее чем
в двух соревнованиях в год и проводят не менее 5-7 матчевых встреч.
По окончании прохождения программы учащиеся должны выполнить
юношеский разряд по баскетболу и иметь навыки организации и проведения
соревнований по баскетболу.
Учебно-тематический план
1 год обучения
Количество часов
№ Наименование разделов и тем Всего
часов Теоретические практические
п/п
1.

2.

3.
4.

5.

Основы знаний
Техническая подготовка:
-овладение техникой
передвижений,
остановок, поворотов и стоек;
-овладение техникой ведения
мяча;
- овладение техникой ловли и
передачи мяча;
-овладение техникой бросков
мяча;
-освоение индивидуальных
защитных действий;
-закрепление техники и
развитие координационных
способностей.
Тактическая подготовка
Общефизическая подготовка:
-парные и групповые
упражнения;
-акробатические упражнения;
-бег;
-прыжки;
-подвижные игры.
Соревнования
Итого:

5
102

5

72
30

6
216

2 год обучения
№
п/п
1

Наименование разделов и тем
Правила игры, жесты судей

Всего
часов
6

Количество часов
Теоретическ
практические
ие
6

2

3
4

5

Техническая подготовка:
-овладение техникой
передвижений,
остановок, поворотов и стоек;
-овладение техникой ведения
мяча;
- овладение техникой ловли и
передачи мяча;
-овладение техникой бросков
мяча;
-освоение индивидуальных
защитных действий;
-закрепление техники и
развитие координационных
способностей.
Тактическая подготовка
Общефизическая подготовка:
- легкоатлетические
упражнения;
- подвижные игры;
специальная физическая
подготовка;
- упражнения для воспитания
скоростно-силовых качеств;
- упражнения с отягощениями.
Соревнования
Итого:

102

72
30

6
216

3 год обучения

№
п/п
1

2

3

4
5

Наименование разделов и
Всего
тем
часов
Правила игры, жесты судей.
6
Участие
в
судействе
соревнований
Техническая подготовка:
102
-овладение техникой
передвижений,
остановок, поворотов и
стоек;
-совершенствование техники
ведения мяча;
- овладение техникой ловли
и передачи мяча;
-овладение техникой
бросков мяча;
-закрепление техники и
развитие координационных
способностей.
Тактическая подготовка:
72
- освоение индивидуальных
и командных защитных
действий.
Общефизическая подготовка
30
Соревнования
6
Итого: 140

Количество часов
Теоретические практические
6

Содержание программы
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и
специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории
развития баскетбола, правила соревнований.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны
упражнения, которые способствуют формированию общей культуры
движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают
определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал,
способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры
и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение
комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической
подготовки.

Методическое обеспечение программы
Раздел

Форма занятия

Общефизическая Тренировка.
подготовка
Специальная
физическая
подготовка
Техническая
подготовка

Тренировка.

Тактическая
подготовка

Лекция, беседа,
тренировка,
показ
видеоматериала,
экскурсии,
участие в
соревнованиях.
Лекция, беседа,
семинар,
посещение
соревнований.
Соревнования
(школьные,
районные,
областные),
товарищеские
встречи.

Теоретическая
подготовка
Контроль
умений и
навыков

Тренировка,
показ
видеоматериала,
экскурсии.

Приемы и методы
учебно- воспитательного
процесса
Групповой, поточный,
повторный, попеременный,
игровой, дифференцированный.
Фронтальный, круговой,
повторный, попеременный,
дифференцированный.
Повторный, групповой,
поточный,
дифференцированный, игровой,
соревновательный, работа с
дидактическим и
видеоматериалом, посещение
соревнований.
Групповой, повторный,
игровой, соревновательный.
Работа с дидактическим
материалом, просмотр
видеоматериала. Посещение и
последующее обсуждение
соревнований.
Рассказ, просмотр
видеоматериала, наблюдение за
судьей и игроками во время
соревнований.
Участие в соревнованиях и
товарищеских встречах.

Форма
подведения
итогов
Контрольные
тесты и
упражнения.
Контрольные
тесты и
упражнения.
Контрольные
тесты и
упражнения,
соревнования,
товарищеские
встречи, зачеты.

Опрос учащихся,
работа с
дидактическим
материалом.
Результаты
соревнований.

Материально-техническое обеспечение образовательной
программы
Основной учебной базой для проведения занятий является
спортивный зал с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными
кольцами.
спортивный инвентарь:

баскетбольные мячи на каждого обучающегося;

набивные мячи - на каждого обучающегося;

перекладины для подтягивания в висе – 5-7 штук

гимнастические скакалки для прыжков на каждого обучающегося

резиновые эластичные бинты на каждого обучающегося;

гимнастических матов;

гантелей;

футбольных, баскетбольных и теннисных мячей
спортивные снаряды:

гимнастические скамейки– 5-7 штук

гимнастическая стенка


Список литературы для педагога:
1. Баскетбол. Справочник болельщика/Серия «Мастер игры». Ростов н/Д:
«Феникс», 2000.-352 с.
2. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детскоюношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ
олимпийского резерва.-М.: Советский спорт, 2006.- 100 с.
3.Волейбол. Гандбол. Баскетбол: Организация и проведение соревнований по
упрощенным правилам/ В.Ф. Мишенькина, О.С. Шалаев, И.А. Сучков; под
общей ред. Г.Я.Соколова.- Омск: СибГАФК, 1998.-60 с.
4. Волков Л.В., Теория и методика детского и юношеского спорта.
«Олимпийская литература», 2002
5. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. 511кл.; Метод. Пособие.-М.:Дрофа, 2003.-176 с.
6. Кузин В. В., Полиевский С.А. Баскетбол. Начальный этап обучения.Изд.2-е- М.: Физкультура и спорт, 2002.-136с.
7.Подвижные игры. Практический материал: Учебное пособие для студентов
вузов с ссузов физической культуры.-М.: СпортакадемПресс, 2002.-279 с.
8. Полиевский С.А., Костикова Л.В., Давыдов А.М., Ерофеев С.Д.
Специальная подготовленность баскетбольных арбитров. Оценка и
совершенствование. – М.: Физкультура и Спорт, 2005. – 168 с., ил.
9. Тристан В.Г., Черяпкина В.И. практикум по физиологии висцеральных
систем. Часть 1. Кровь, кровообращение, дыхание: Учебное пособие. Омск:
СибГАФК, 1997.-72 с.
10. Физкультура. Методика преподавания, спортивные игры/Серия «Книга
для учителя».-ростов н/Д: «Феникс», 2003.-256 с.
11. Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка Баскетболистов: Учебное
пособие/СПб: СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2000 – 58 с
Для детей и родителей:
1.Волков Л.В., Теория и методика детского и юношеского спорта.
«Олимпийская литература», 2002
2. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. 511кл.; Метод. Пособие.-М.:Дрофа, 2003.-176 с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».