9_Прил_ПФ_Развивающая ритмикаЭП

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»

Принята на заседании
педагогического совета
от 28.08.2023 Протокол № 3
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Утверждаю
Директор МБУ ДО «ЦДО»
А.Ф. Шабалин
Приказ №59 от 30.08.2024 г.

Сертификат: 0093D641A528C04D0C237621E634F4E1D8
Владелец: Шабалин Александр Федорович
Действителен: с 03.12.2024 до 26.02.2026

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«РАЗВИВАЮЩАЯ РИТМИКА»
Возрастной состав обучающихся: 7 – 8 лет
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программ: 1 год
Автор программы:
Селиванова Розалия Тагировна
педагог дополнительного
образования,
высшая квалификационная
категория

г. Нижняя Тура
2024 год

2

Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной
программе художественной направленности «Развивающая ритмика»
Нормативно-правовая основа программы:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
No 1726-р.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015г. No 996-р.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. No 196).
Методические рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо департамента государственной политики в
сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 No 09-3242).
Санитарно -эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей. СанПиН 2.4.4. 3172-14 (постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. No 41).
Распоряжение Правительства Свердловской области No 70-Д от 26.06.2019
«Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»
Форма обучения: очная.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего
поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат
понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию,
дают гармоничное пластическое развитие.
Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает
огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования
ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Занятия ритмикой помогают творчески реализовать потребность в
двигательной активности, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет
развивать не только чувства ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и
стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка. Приобретая
опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает опытом
творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения.
Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно
осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов
деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а
также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д.

3

Музыкально - ритмические движения выполняют релаксационную
функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные
перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу,
снимает нервное напряжение.
Занятия по ритмике создают такие условия, при которых ребенок по мере
своих возможностей, выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и
учится управлять собой, своим поведением, голосом, телодвижениями.
На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности,
который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности,
развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и
нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует
ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных
занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная ритмика»
способствует полноценному эстетическому совершенствованию ребёнка, его
гармоничному духовному и физическому развитию, прививает основы этикета и
грамотной манеры поведения в обществе, дает представление об актёрском
мастерстве.
Дополнительная общеобразовательная программа «Развивающая
ритмика» имеет художественную направленность.
Программа относится к базовому уровню и отличается тем, что в процессе
ее реализации расширяются и углубляются знания в области танцевального
искусства.
Существенная роль отводится азбуке музыкального движения. Сюда входят
различные виды ходьбы, знакомство с рисунками танцев, упражнения и игры,
развивающие гибкость, музыкальность, координацию и ориентацию в
пространстве, что подготавливает детей к исполнительской деятельности. В
программу также включены сюжетные, игровые и народные танцы, развивающие
в детях эмоциональность, воображение, актёрское мастерство.
Форма обучения по программе–очная.
Отличительная особенность
В отличие от типовых данная программа направлена не столько на
разучивание хореографических композиций, сколько на интеграцию
танцевального и театрального искусства, для чего в программу включены занятия
по вырабатыванию пластики тела, основам обучения дыханию в хореографии,
знакомству с основами актёрского мастерства, развитию способности к
импровизации и сочинению танцевальных движений, комбинаций, используемых
в танце.

4

Основными направлениями работы по данной программе является:
- укрепление общефизического состояния обучающихся;
-формирование элементарной координации движений, ловкости, моторной
памяти, пространственной ориентации, эмоциональной отзывчивости через
простейшие танцевальные движения и этюды, сюжетные игровые танцы,
танцевальные затеи на основе элементов народного танца;
-развитие метроритма через музыкальные игры и упражнения, различные
виды шагов и бега в разнообразных танцевальных рисунках;
-формирование памяти и внимания через вспомогательные музыкальные
игры и упражнения, регулирующие мышечные «зажимы» и напряжение.
Данная программа включает в себя процесс целостного интегрированного
восприятия разных видов искусства–танца и музыки.
Музыкально-ритмическая
деятельность
привлекает
детей
своей
эмоциональностью, возможностью активно выразить свое отношение к музыке в
движениях, особенно в возрасте 7-8 лет. Благодаря этой деятельности
удовлетворяется естественная потребность детей в движении.
Дидактический принцип составления программы обусловлен в раскрытии
возможностей воспитанников на разных этапах обучения, последовательной
системы работы «от простого к сложному», доступностью каждого раздела
данной программы, что позволяет:
формировать элементарную координацию движений, ловкости, моторной
памяти, пространственной ориентации;
-осваивать танцевальный материал через музыкально-ритмические,
сюжетные, образно-ассоциативные игры и этюды.
Возрастные особенности детей 7-8 лет
С приходом детей в школу наблюдается снижение их двигательной активности
и нарастание нагрузок психологического и физического характера. Установлено, что
существующая организация учебного процесса в школе и режим дня не
обеспечивают биологическую потребность организма школьников в движениях.
Целесообразность организации педагогических мероприятий, направленных на
совершенствование физической подготовленности и укрепление здоровья детей
школьного возраста, особенно младшего, обусловлена особенностями этого
возрастного периода.
Младший школьный возраст - это возраст, когда закладываются основы
физического совершенства при одновременном становлении основных движений,
развития важных функций и систем растущего организма
здоровья и совершенствование физического состояния 7 – 8 лет является
важной начальной школы, так как это развитие детей, его здоровье является той , на
которой развиваются все его способности, в том числе и .

5

Организм 7 – 8 лет, по своим физиологическим возможностям, отличается от
организма человека, та как он чувствителен к факторам среды - перегреванию,
переохлаждению и эти дети хуже переносят нагрузки, поэтому при проведении по
физической культуре с детьми этого возраста учитывать физиологические
школьников.
В младшем школьном возрасте быстрое биологическое детского организма, а
центральной и вегетативной, нервной, и мышечной систем, внутренних органов.
К 8 у детей созревают отделы полушарий головного , что создаёт основу
сочетания возбуждения и , необходимой для целенаправленного поведения
У детей этого возраста работа крупных мышц развитие , в этой связи 7 – 8 лет
чаще выполняет сильные и движения, а не и требующие точности, поэтому его
мышечная система развивается активно. Даже при массе довольно сильны, особой
выносливостью не . Выполняя повышенную физическую нагрузку, мышцы младших
быстро утомляются, так же быстро восстанавливают работоспособность.
В 7 – 8 лет у детей создается фундамент всестороннего физического развития,
формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и
навыки, укрепляется здоровье. По данным ученых, одним из значимых критериев
здоровья детей этого возраста является их физическое развитие.
Рост костей у детей 7 – 8 лет отличается относительной стабильностью. В этом
возрасте происходит активное окостенение тазовых, плечевых, а так же костей
запястий, пястей, фаланг, пальцев. Постепенно расширяется грудная клетка, которая
принимает в дыхании активное участие.
Масса и размеры сердца меньше, чем у взрослых, ещё не закончилось
окостенение скелета, слабо развиты мышцы, особенно мышцы туловища,
недостаточно крепкие связки и сухожилия, что способствует деформации при
нагрузке хребта. Неправильная дозировка при выполнении упражнений может
привести к задержке роста ребенка.
С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же
время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность
находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание
в 7-8 лет является не только необходимым условием всестороннего гармоничного
развития личности школьника, но и действенным фактором повышения его
умственной работоспособности и развитием физических качеств.
Рационально организованные мероприятия по физическому воспитанию в
режиме дня детей этого возраста расширяют функциональные возможности
организма ребёнка, повышают производительность умственного труда, уменьшают
утомляемость.
Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию
школьников 7 – 8 лет является важной задачей начальной школы. Физическое

6

состояние ребенка, его здоровье является той базой, на которой развиваются все его
силы и возможности, в том числе и умственные.

Организация образовательного процесса
Данная программа ориентирована на детей старшего дошкольного и
младшего школьного возраста. С целью укрепления здоровья, развития
музыкальных и творческих способностей психических процессов, нравственнокоммуникативных качеств личности.
Образовательный процесс рассчитан на детей 7-8 лет (1 год обучения).
Численный состав групп 20 человек.
Режим проведения учебных занятий 3 раза в неделю по 2 часа с перерывом
10 минут. Таким образом, образовательная программа по ритмике рассчитана на
216 учебных часов.
Структура занятия по ритмике – общепринятая. Каждое занятие состоит из
трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое занятие –
это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
1. Подготовительная часть занятия занимает 5-15% от общего времени.
Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе,
создать психологический и эмоциональный настрой.
2. Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части
решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных
способностей. В этой части даётся большой объём знаний, развивающих
творческие способности детей.
3. Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь
используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление
осанки. В конце занятия подводится итог.
Цели и задачи программы
Цель программы «Развивающая ритмика» – всестороннее развитие ребенка,
формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств
дошкольника средствами музыки и ритмических движений.
Цель достигается через решение следующих задач:
познавательная:
расширить объем знаний в области хореографического искусства;

7

мотивационная:
создать комфортную обстановку и ситуацию успеха для каждого ребенка,
повысить его самооценку через участие в творческой жизни коллектива, класса,
школы, где каждый может проявить себя, реализовать свои способности;
воспитательная:
воспитать качество личности, востребованной в современном обществе:
трудолюбие, коммуникабельность, уважение к себе и окружающим людям;
обучающая:
сформировать специальные знания и умения по данной программе":
1.Научить детей музыкально и грамотно исполнять движения, работать в
паре, в коллективе, соблюдая рисунки игр и танцев;
2.Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
3.Развить физические качества ребенка, совершенствовать их средствами
игр, танцев в гармонии с общим развитием;
4.Раскрыть в учащихся творческие способности, развивая эмоциональные
сферы, т.е. самовыражение в играх, танцах- артистические способности, умение
передать родителям, зрителю настроение, выполненной задачи.
эстетическая:
1.Привить устойчивый интерес к национальной культуре и искусству;
2.Воспитание умения вести себя в группе во время движения,
формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового
общения с детьми и взрослыми.
Методы организации образовательного процесса для реализации
поставленных задач
Методы:
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание
интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения
- образы.
2. Метод использования слова. С его помощью раскрывается содержание
музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной
грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология,
историческая справка и др.
3. Метод наглядного восприятия. Способствует быстрому, глубокому и
прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.

8

4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе
осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с
постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного
и технического решения.
Содержание программы
Основная форма проведения занятий – групповая. Занятия проходят по
следующей схеме:
1. организационный момент;
2. повторение пройденного материала;
3. изложение нового материала;
4. вывод, подведение итогов;
5. оценка работы обучающихся.
Объем движений и танцевальных элементов подобран с учетом возрастных
и психологических особенностей детей. Педагог вправе вносить необходимые
коррективы разделов и тем в программе с учетом психофизических особенностей
детей.
В процессе изучения программы «Развивающая ритмика» обучающиеся
знакомятся с движением под музыку и основами музыкальной грамоты.
Целостный процесс обучения танцевально-ритмическим движениям можно
условно разделить на 3 этапа:
1. Начальный этап - обучение упражнению (отдельному движению).
2. Этап углубленного разучивания упражнения.
3. Этап закрепления и совершенствования упражнения.
Материально-техническое оснащение занятий
Для реализации образовательной программы необходимо:
1. музыкальная аппаратура, аудио записи;
2. видео материалы;
3. DVD диски (с аудио и видео материалами);
4. DVD диски с обучающими материалами;
5. компьютер;
6. проектор;
7. экран;
8. сменная обувь;
9. костюмы для выступлений.
Оценка исполнения обучающимися изученных упражнений, движений,
комбинаций, танцевальных этюдов проходит в форме контрольных открытых

9

занятий. Творческий потенциал воспитанников реализуется на отчетных
концертах, на которые приглашаются родители и педагоги, в городских и
областных мероприятиях. Уровень исполнительского мастерства выявляется на
конкурсах различного уровня (городского, регионального, областного и т. д.)
Санитарно-гигиенические требования:
Занятия проводятся в кабинете, соответствующим требованиям ТБ,
пожарной безопасности, санитарным нормам. Имеет хорошее освещение и
периодически проветривается. Имеется раздевалка, аптечка с медикаментами для
оказания первой медицинской помощи.
Учебно-тематический план
Тема
Вводное занятие
Ритмика и музыкальная
2.
грамота
2.1 Музыкальные жанры
2.2 Темп и характер музыки
2.3 Динамические оттенки
Такт и длительность в
2.4
музыкальном произведении
3. Основы хореографии
3.1 Постановка корпуса
3.2 Позиции рук и ног
3.3 Движения для головы
Движения для рук, кистей,
3.4
плечевого сустава
3.5 Движения корпуса
3.6 Движения для ног, стоп
3.7 Шпагаты
3.8 Калланетика
3.9 Танцевальные шаги
3.10 Прыжки
3.11 Упражнения на координацию
3.12 Рисунок танца
4. Итоговое занятие
ИТОГО
1.

Общее колво часов
2

теория

практика

1

1

8

4

4

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2

1

1

204
10
16
12

42
1
4
4

162
9
12
8

14

4

10

16
16
8
14
16
16
16
50
2
216

4
4
1
4
4
4
4
4

12
12
7
10
12
12
12
46
2
169

47

10

Содержание учебно-тематического плана
1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с детьми. Техника безопасности. Знакомство с
искусством танца.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Образовательная
программа,
специализированная
литература,
иллюстрации, инструкции по ТБ.
2. Ритмика и музыкальная грамота.
Теория:
1. Музыкальные жанры (марш, песня, танец);
2. Понятие о темпе (медленный, умеренный, быстрый). Понятие о характере
музыки (грустная - веселая, громкая – тихая; гордая, торжественная, легкая,
светлая);
3. Динамические оттенки (громко, умеренно, тихо).
4. Такт, длительности в музыкальных произведениях;
Практика:
1. Определение музыкальных жанров;
2. Определение темпа и характера музыки;
3. Движение в характере мелодии;
4. Отсчет тактов.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение.
3.Основы хореографии.
Теория:
1. Постановка корпуса.
2. Правила исполнения упражнений для головы, рук, корпуса, ног.
3. Для чего развивать отдельные группы мышц.
4. Положения рук и ног в танце.
5. Техника исполнения шпагата.
6. Упражнения на развитие эластичности мышц (как правильно исполнять).
7. Правила исполнения танцевальных шагов.
8. Техника исполнения прыжков.
9. Рисунок танца.
Практика:
1. Постановка корпуса, как в классическом танце (“Елочка”; “Принц принцесса”);
2. Движения для головы:
- поворот вправо, влево;

11

- наклон направо, налево, вперед, назад;
- смещение вперед, назад;
- круговые движения головой;
3. Упражнения для глаз (закрыть - открыть, зажмуриться, широко раскрыть
глаза, посмотреть направо, налево, вверх, вниз, круговые движения).
4. Мимика лица (“маски” - смешинки, сердинки, грустинки, дразнилки и т.д.);
5. Движения плеч (вверх - вниз, вперед - назад, круговые вперед - назад);
6. Движения для кистей рук (сжатие и разжимание кулака, движение кисти
вперед, назад по кругу, вниз – вверх, сгибание в запястье)
7. Движения для локтевого и плечевого суставов:
- сгибание руки в локте;
- круговые движения от локтя вперед - назад, от плеча всей рукой вперед
– назад;
- рывки руками;
- натяжение и расслабление рук - “деревянные”, “тряпичные руки”;
- различные положения рук вверх - вниз, в стороны;
8. Свободные позиции рук: подготовительная I, II позиции, руки за юбочку,
руки на талию;
9. Движения корпуса: наклоны корпуса вперед - назад, в стороны, круговые
движения корпусом;
10.Движения для тазобедренных и коленных суставов (подъем, сгибание ног,
вращательные движения, приседания); равновесие на одной ноге - “чертик”,
“журавлик”;
11.Движения для стоп (подъем на полупальцы, развороты, упражнения на
развитие подъема);
12.Упражнения на полу для мышц спины («кораблик», «коробочка», «кольцо»,
«кошечка» и т. д.);
13.Упражнения для мышц живота;
14.Упражнения для ног, стоп на полу;
15.Шпагат прямой и поперечный;
16.Упражнения на развитие эластичности мышц;
17.Подготовка к прыжкам (полуприседание и подъем на полупальцы , plie
releve);
18.Свободные позиции ног I, II, III, VI позиции;
19. Танцевальные шаги: бытовой, танцевальный (с носка), шаг на полупальцах,
легкий бег, подскоки, боковой галоп;
20.Прыжки (“мячик”, “маятник” — из стороны в сторону, с продвижением
вперед - назад, с поворотом 90°, c поджатием ног, сочетание разных
прыжков);

12

21.Упражнения на ориентировку в зале (повороты вправо и влево, движения по
линии танца и обратно, по диагонали);
22.Упражнения на координацию (различные комбинации);
23.Построение рисунков (круг, колонки, шеренги, диагональ, змейка, ручеек);
переход из одного рисунка в другой.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, иллюстрации,
коврики, лавочки, станки.
4.Итоговое занятие.
Практика:
Демонстрация полученных навыков в форме контрольного урока.
Предполагаемые результаты и критерии их оценки.
По окончанию данного курса обучающиеся:
- имеют представление о музыкальных терминах, таких как жанр, такт,
длительность;
- определяют характер, темп, динамические оттенки в музыке;
- выделяют начало фразы, части в произведении;
- знают основные понятия в хореографии: танец, хореография, осанка,
позиции ног и рук, рисунок танца, растяжка.
- соблюдают правильную осанку при исполнении движений;
- знают позиции и положения рук, ног;
- движения исполняют под музыку, передавая заданный характер;
- ориентируются в пространстве зала, сценической площадки, строят
простые рисунки;
- показывают азы актерского мастерства.
Оценочные материалы.
Для отслеживания динамики освоения Программы и анализа результатов
образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг.
Мониторинг
осуществляется в течение всего учебного года и включает вводный контроль
(первичную диагностику), а также итоговую аттестацию.
Основные методы диагностики результата:
-входной –проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и
художественно-творческих способностей детей (методы анализа продуктов
творческой деятельности –детям предлагают выполнить простейшие движения
различных направлений танца, проводится визуальный анализ гибкости ребенка и

13

уровня растяжки, проводится анализ по умению правильно воспроизводить
заданный темпо-ритм: «хлопушки», «притопы»)
-текущий (наблюдение, просмотр работы детей на занятии, на концертах и на
конкурсах)
-промежуточный–проводится несколько раз в год по итогу конкурсов и
фестивалей)
-итоговый –проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения
программы (отчетный концерт).
Итоговая аттестация учащихся осуществляется в конце учебного года.
Итоговой
работой для всех воспитанников является отчетный концерт, который
представляется зрителю.
Помимо этого, в течение года осуществляются и другие контрольные замеры.
Очень важным является наличие у ученика (группы) дипломов конкурсов
различных
уровней и форм проведения, получения сертификатов с мастер-классов.
После каждого логически соединенного материала проводится беседа, целью
которой является проверка уровня теоретических знаний по пройденному
материалу. На каждом занятии ведется текущий контроль, при необходимости,
действия учеников сразу корректируются, чтобы избежать эффекта «снежного
кома», когда непонимание и неправильное исполнения материала накапливается
и, в конечном итоге, ухудшается качество конечного продукта (танцевальной
постановки, спектакля и так далее.
Формы предъявления результатов – открытый урок, защита творческой
работы, участие в конкурсах, фестивале хореографического творчества, отчетном
концерте.
Раздел Ритмика и музыкальная грамота
№1 Личные карточки учащихся
Фамилия, имя учащегося:
Группа:
Объединение:
Педагог:
Тема:
Предметное творчество
Техника
исполнения работы
Гибкость
Выворотность
суставов
Осанка
Творческая

Удовлетвори
тельно

Качес
твенно

Безу
пречно

14

сторона работы
Подражание
Компиляция
Импровизация
Творчество в общении
Коммуникативны
е умения
ь
Содержательная
сторона общения

Пассивност

Средний
уровень

Негативные
формы общения
Отзывчивость,
равноправное общение
Сопереживание,
помощь
Сводная таблица педагогических наблюдений
Оцениваемые
Месяцы
показатели
Сентябр Декабрь Март
ь
– –
май
ноябрь
февраль
Предметное
творчество
Саморазвитие
Общение

Высокая
активность

Приме
чания

–

Раздел: Основы хореографии
Карта оценки результативности реализации образовательной программы
Цель: проверка результативности освоения образовательной программы
Название программы, срок ее освоения:
Фамилия, имя, отчество педагога:
Фамилия, имя учащегося:

Опыт

уровня

Характе
ристика
высокого
уровня
результативно
5 сти
Информ

чень
слабо С
лабо
У
довлет
воритеХ
льно
орошоО
чень
хорошо

Харак
Оценка
теристика
результативности
низкого
уровня
результатив
1
2 3
ности
Инфо
О

Параметры
результативности
реализации
программ

4

15

освоения
теоретической
информации
Опыт
практической
деятельности

Опыт
эмоциональноценностных
отношений (вклад в
формирование
личностных качеств
учащегося)

Опыт
творчества

рмация не
освоена

Спосо
бы
деятельност
и
не
освоены

Отсут
ствует
позитивный
опыт
эмоциональ
ноценностных
отношений
(проявление
элементов
агрессии,
защитных
реакций,
негативное,
неадекватно
е
поведение)
Освое
ны
элементы
репродукти
вной,
имитационн
ой
деятельност
и

ация освоена
полностью в
соответствии
с
задачами
программы
Способ
ы
деятельности
освоены
полностью в
соответствии
с
задачами
программы
Приобр
етён
полноценный,
разнообразны
й, адекватный
содержанию
программы
опыт
эмоционально
-ценностных
отношений,
способствую
щий развитию
личностных
качеств
учащегося
Приобр
етён
опыт
самостоятель
ной
творческой
деятельности
(оригинально
сть,
индивидуальн
ость,
качественная
завершенност
ь результата)

16

Опыт
общения

Осознание
учащимся
актуальных
достижений.
Фиксированный
успех
и
вера
учащегося в свои
силы (позитивная
«Я-концепция»)
Мотивация и
осознание
перспективы

Обще
ние
отсутствова
ло
(учащийся
закрыт для
общения)

Рефле
ксия
отсутствует

Моти
вация
и
осознание
перспектив
ы
отсутствую
т

Приобр
етён
опыт
взаимодейств
ия
и
сотрудничест
ва в системах
«педагогучащийся» и
«учащийся учащийся».
Доминируют
субъектсубъектные
отношения
Актуаль
ные
достижения
учащимся
осознаны
и
сформулирова
ны
Стремле
ние
учащегося к
дальнейшему
совершенство
ванию
в
данной
области
(у
учащегося
активизирова
ны
познавательн
ые интересы и
потребности)

Общая оценка уровня результативности: 7-20 баллов – программа в целом
освоена на низком уровне; 21-28 баллов – программа в целом освоена на среднем
уровне; 29-35 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.

17

Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный
Способствует созданию прочной информационной базы для формирования
умений и навыков;
Репродуктивный
Учащиеся сами воспроизводят известный им по опыту материал. Этот
метод позволяет педагогу осуществить контроль за тем, как учащиеся усваивают
знания, овладевают умениями и навыками. С помощью разнообразных заданий
педагог предлагает воспроизвести разученные ранее танцевальные движения,
показать умения и навыки. Этот метод применяется в вариантах: воспроизведение
танцевального материала в наглядно-образной форме; в форме устного
изложения; в форме исполнения танцевальной композиции целиком или
фрагмента;
Проблемный
Заключается в том, что педагог выдвигает перед учащимися
познавательную проблему, которая решается совместно;
Частично-поисковый, исследовательский
Педагог ставит проблемную ситуацию и предлагает решить
самостоятельно. Эти методы взаимосвязаны. Они более эффективны и
способствуют глубокому усвоению танцевального материала.
Основная форма проведения занятий – групповая. Занятия проходят по
следующей схеме:
1 организационный момент;
2 повторение пройденного материала;
3 изложение нового материала;
4 вывод, подведение итогов;
5 оценка работы обучающихся.
Объем движений и танцевальных элементов подобран с учетом возрастных
и психологических особенностей детей. Педагог вправе вносить необходимые
коррективы разделов и тем в программе с учетом психофизических особенностей
детей.
В процессе изучения программы «Развивающая ритмика» обучающиеся
знакомятся с движением под музыку и основами музыкальной грамоты.

18

Список литературы
Литература для педагога
1. 1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л., М.,
Искусство, 1964.
2. Ионова И.И. Ритмика. Изд. «ГранДан» 2003г.
3. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей
дошкольного возраста. Москва- 1999 г.
4. Кронова. Е.В. Методическое пособие по ритмике.- М.,1998г.
Литература для родителей и учащихся
5. Березовский.Б.Л.
Методика
выявления
музыкальных
способностей у детей. Вопросы психологии. Киев 1987г.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» изд. Сфера;
Москва; 2003г.
7. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М.1997г.
8. https://kopilkaurokov.ru/fizkultura/prochee/rabochaia_proghramma_
ritmika
9. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8
C%D0%B8/412721/
10.
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-genadevna-petrova/zanjatija-pohoreografi.html
11.
https://infourok.ru/rabochaya-programma-veselaya-ritmika-dlya-detey-let3158159.html
Литература для детей
1. Богаткова Л. «Танцы и игры пионеров»- М. 1961г.
2. Браиловская Л. «Самоучитель бальных танцев»- изд. «Феникс», 2005г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».