10_Прил_ПФ_Занимательная ритмикаЭП

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»

Принята на заседании
педагогического совета
от 28.08.2023 Протокол № 3
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Утверждаю
Директор МБУ ДО «ЦДО»
А.Ф. Шабалин
Приказ №59 от 30.08.2024 г.

Сертификат: 0093D641A528C04D0C237621E634F4E1D8
Владелец: Шабалин Александр Федорович
Действителен: с 03.12.2024 до 26.02.2026

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ РИТМИКА»
Возрастной состав обучающихся: 7 – 8 лет
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программ: 1 год
Автор программы:
Селиванова Розалия Тагировна
педагог дополнительного
образования,
высшая квалификационная
категория

г. Нижняя Тура
2024 год

Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной
программе художественной направленности «Занимательная ритмика»
Нормативно-правовая основа программы:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
No 1726-р.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015г. No 996-р.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. No 196).
Методические рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо департамента государственной политики в
сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 No 09-3242).
Санитарно -эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей. СанПиН 2.4.4. 3172-14 (постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. No 41).
Распоряжение Правительства Свердловской области No 70-Д от 26.06.2019
«Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»
Форма обучения: очная.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего
поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат
понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию,
дают гармоничное пластическое развитие.
Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает
огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования
ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Занятия ритмикой помогают творчески реализовать потребность в
двигательной активности, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет
развивать не только чувства ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и
стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка. Приобретая
опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает опытом
творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения.
Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно
осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов
деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а
также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д.
Музыкально - ритмические движения выполняют релаксационную
функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные

перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу,
снимает нервное напряжение.
Занятия по ритмике создают такие условия, при которых ребенок по мере
своих возможностей, выступает публично, преодолевает неуверенность, страх и
учится управлять собой, своим поведением, голосом, телодвижениями.
На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности,
который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности,
развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и
нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует
ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных
занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная ритмика»
способствует полноценному эстетическому совершенствованию ребёнка, его
гармоничному духовному и физическому развитию, прививает основы этикета и
грамотной манеры поведения в обществе, дает представление об актёрском
мастерстве.
Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная
ритмика» имеет художественную направленность.
Программа относится к базовому уровню и отличается тем, что в процессе
ее реализации расширяются и углубляются знания в области танцевального
искусства.
Существенная роль отводится азбуке музыкального движения. Сюда входят
различные виды ходьбы, знакомство с рисунками танцев, упражнения и игры,
развивающие гибкость, музыкальность, координацию и ориентацию в
пространстве, что подготавливает детей к исполнительской деятельности. В
программу также включены сюжетные, игровые и народные танцы, развивающие
в детях эмоциональность, воображение, актёрское мастерство.
Форма обучения по программе–очная.
Отличительная особенность
В отличие от типовых данная программа направлена не столько на
разучивание хореографических композиций, сколько на интеграцию
танцевального и театрального искусства, для чего в программу включены занятия
по вырабатыванию пластики тела, основам обучения дыханию в хореографии,
знакомству с основами актёрского мастерства, развитию способности к
импровизации и сочинению танцевальных движений, комбинаций, используемых
в танце.
Основными направлениями работы по данной программе является:
- укрепление общефизического состояния обучающихся;
-формирование элементарной координации движений, ловкости, моторной
памяти, пространственной ориентации, эмоциональной отзывчивости через

простейшие танцевальные движения и этюды, сюжетные игровые танцы,
танцевальные затеи на основе элементов народного танца;
-развитие метроритма через музыкальные игры и упражнения, различные
виды шагов и бега в разнообразных танцевальных рисунках;
-формирование памяти и внимания через вспомогательные музыкальные
игры и упражнения, регулирующие мышечные «зажимы» и напряжение.
Данная программа включает в себя процесс целостного интегрированного
восприятия разных видов искусства–танца и музыки.
Музыкально-ритмическая
деятельность
привлекает
детей
своей
эмоциональностью, возможностью активно выразить свое отношение к музыке в
движениях, особенно в возрасте 6-7 лет. Благодаря этой деятельности
удовлетворяется естественная потребность детей в движении.
Дидактический принцип составления программы обусловлен в раскрытии
возможностей воспитанников на разных этапах обучения, последовательной
системы работы «от простого к сложному», доступностью каждого раздела
данной программы, что позволяет:
формировать элементарную координацию движений, ловкости, моторной
памяти, пространственной ориентации;
-осваивать танцевальный материал через музыкально-ритмические,
сюжетные, образно-ассоциативные игры и этюды.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
У ребенка начинается стремительное увеличение роста, накопление
мышечной силы, выносливости, усиление подвижности. Хрящевинными остаются
части костей кисти, стопы. Дети не могут выполнять мелкие и точные движения.
Движения тела уже достаточно координированы, точны. Дети уже учатся
регулировать свои движения, выполнять их намеренно. Возрастает
работоспособность, дети могут дольше сохранять нужную позу, охотно
выполняют движения многократно, присутствует волевой характер движений.
Возрастает сила мышц конечностей.
Походка ребенка становится правильнее, но руки недостаточно энергичны.
Многие сутулятся, но голову опускают уже меньше. Шаг становится
равномернее. Можно уже широко использовать различные способы ходьбы
(носки, пятки, внешние стороны стоп).
Игра остается главным видом деятельности, но наряду с показом
упражнения дети уже способны воспринимать и словесные пояснения. Легче
выполняют и понимают исходные положения.
В этом возрасте ребенку становится легче правильно построиться в
шеренгу, сохранять свое место во время занятий. Педагогу необходимо обращать
особое внимание на положение ног воспитанников (т.к. они стремятся их
сгибать), плеч (очень напрягают). Дети уже могут подчинять движения общему
ритму, делать упражнения согласовано. Многие хорошо воспринимают

музыкальное сопровождение. Дети прекрасно участвуют в играх-импровизациях,
охотно фантазируют, вживаются в образ (например, деревья, цветы). Получают
удовлетворение от красоты движения. Умеют анализировать движение, охотно
включаются в игры-соревнования. Становятся отзывчивыми на похвалу, высшая
награда - это демонстрация их умения выполнять упражнение другим ребятам.
У многих детей внимание еще не устойчиво. Поведение и действия детей
выходят из под контроля сознания, возможны эмоциональные срывы. Педагогу
важно сохранять доброжелательное отношения к ребенку, создавать
благоприятный психологический климат на занятии.
Организация образовательного процесса
Данная программа ориентирована на детей старшего дошкольного и
младшего школьного возраста. С целью укрепления здоровья, развития
музыкальных и творческих способностей психических процессов, нравственнокоммуникативных качеств личности.
Образовательный процесс рассчитан на детей 6-7 лет (1 год обучения).
Численный состав групп 20 человек.
Режим проведения учебных занятий 3 раза в неделю по 2 часа с перерывом
10 минут. Таким образом, образовательная программа по ритмике рассчитана на
216 учебных часов.
Структура занятия по ритмике – общепринятая. Каждое занятие состоит из
трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое занятие –
это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
1. Подготовительная часть занятия занимает 5-15% от общего времени.
Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе,
создать психологический и эмоциональный настрой.
2. Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части
решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных
способностей. В этой части даётся большой объём знаний, развивающих
творческие способности детей.
3. Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь
используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление
осанки. В конце занятия подводится итог.
В работе используют современные диагностики музыкально-двигательного
развития детей старшего дошкольного возраста («Диагностика уровня
музыкального и психомоторного развития ребенка- А.И. Буренина, «Тесты для
определения специальных хореографических данных»- С.Л. Слуцкая,
«Обследование уровня развития физических качеств»- Н.В. Полтавцева).
Цели и задачи программы

Цель программы «Занимательная ритмика» – всестороннее развитие
ребенка, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных
качеств дошкольника средствами музыки и ритмических движений.
Цель достигается через решение следующих задач:
познавательная:
расширить объем знаний в области хореографического искусства;
мотивационная:
создать комфортную обстановку и ситуацию успеха для каждого ребенка,
повысить его самооценку через участие в творческой жизни коллектива, класса,
школы, где каждый может проявить себя, реализовать свои способности;
воспитательная:
воспитать качество личности, востребованной в современном обществе:
трудолюбие, коммуникабельность, уважение к себе и окружающим людям;
обучающая:
сформировать специальные знания и умения по данной программе":
1.Научить детей музыкально и грамотно исполнять движения, работать в
паре, в коллективе, соблюдая рисунки игр и танцев;
2.Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
3.Развить физические качества ребенка, совершенствовать их средствами
игр, танцев в гармонии с общим развитием;
4.Раскрыть в учащихся творческие способности, развивая эмоциональные
сферы, т.е. самовыражение в играх, танцах- артистические способности, умение
передать родителям, зрителю настроение, выполненной задачи.
эстетическая:
1.Привить устойчивый интерес к национальной культуре и искусству;
2.Воспитание умения вести себя в группе во время движения,
формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового
общения с детьми и взрослыми.
Методы организации образовательного процесса для реализации
поставленных задач
Методы:
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание
интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения
- образы.

2. Метод использования слова. С его помощью раскрывается содержание
музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной
грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология,
историческая справка и др.
3. Метод наглядного восприятия. Способствует быстрому, глубокому и
прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе
осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с
постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного
и технического решения.
Содержание программы
Содержание программы «Занимательная ритмика» определяют следующие
разделы:
- элементы хореографии;
- образно- игровые упражнения;
- строевые упражнения;
- танцевально - ритмическая гимнастика;
- игропластика (игровой стретчинг и элементы йоги);
- танцевально-ритмическая гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- игроритмика;
- креативная гимнастика.
«Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и
двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и
координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее
структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам
музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения
для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
«Танцевально – ритмическая гимнастика». Здесь представлены образнотанцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность,
сюжетный характер и завершенность. Упражнения, входящие в такую
композицию, оказывая определенное воздействие на детей, решают конкретные
задачи программы, способствуют развитию музыкальности, двигательных качеств
и умений, развитию творческих способностей, нравственно-коммуникативных
качеств личности, тренировке психических процессов.
«Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития
мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы
древних гимнастических движений (йога и упражнения стретчинга, выполняемые
в игровой сюжетной форме). Использование данных упражнений, кроме
радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю

покричать, погримасничать, обретая умиротворенность, открытость и
внутреннюю свободу. Все упражнения для занятий подобранны с учетом их
корригирующего значения.
Cтретчинг – это система естественных статических растяжек мышц тела и
суставно - связочного аппарата рук, ног, способствующая укреплению
позвоночника и позволяющая предотвратить нарушения осанки и исправить ее.
Так же растяжка способствует развитию гибкости, раскрепощенности и
уверенности в себе.
Нехитрые упражнения позволят ускорить развитие детской моторики,
укрепят уверенность малышей в себе и своих силах, сделают маленьких непосед
уравновешенными и научат их добиваться цели. А самое главное поднимут
настроение.
«Строевые упражнения» являются средством организации занимающихся
и целесообразного их размещения в классе. Строевые упражнения способствуют
развитию умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить
свободное место в классе, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за
другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
«Музыкально-подвижные игры» содержат упражнения, применяемые
практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности
дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные
сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для
достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмике.
«Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу
педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий,
творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.
Благодаря этим играм создаются благоприятные возможности для развития
созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления,
свободного самовыражения и раскрепощенности.
«Элементы хореографии». Они используются с целью развития
координации, выразительности движений, гибкости, силы мышц ног и туловища.
Все хореографические упражнения являются прекрасным средством
формирования осанки и культуры движений.
«Образно-игровые упражнения» представляют собой сочетание основных
движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц,
зверей и т.д.
Целостный процесс обучения танцевально-ритмическим движениям можно
условно разделить на 3 этапа:
1. Начальный этап - обучение упражнению (отдельному движению).
2. Этап углубленного разучивания упражнения.
3. Этап закрепления и совершенствования упражнения.
Материально-техническое оснащение занятий

- Хореографический кабинет;
- Музыкальный центр;
- Гимнастические коврики по числу детей в объединении;
- Специализированная литература
Итогом реализации комплексной программы , является овладение
обучающимися знаниями, умениями и навыками в области хореографического
искусства.
Оценка исполнения обучающимися изученных упражнений, движений,
комбинаций, танцевальных этюдов проходит в форме контрольных открытых
занятий. Творческий потенциал воспитанников реализуется на отчетных
концертах, на которые приглашаются родители и педагоги, в городских и
областных мероприятиях. Уровень исполнительского мастерства выявляется на
конкурсах различного уровня (городского, регионального, областного и т. д.)
Санитарно-гигиенические требования:
Занятия проводятся в кабинете, соответствующим требованиям ТБ,
пожарной безопасности, санитарным нормам. Имеет хорошее освещение и
периодически проветривается. Имеется раздевалка, аптечка с медикаментами для
оказания первой медицинской помощи.

Учебно-тематический план

Раздел. Тема

1
1
2

2.1

2.2

Вводное занятие

2
Ритмика
и
музыкальная грамота
Воспитание
общей
2гармонии и согласованности
движений.
Подготовительные
упражнения
2
Ритмико–
гимнастические упражнения

Об
те
щее колория
во часов
2

1

108

36

6

2

12

4

Фор
п
мы
рактик
аттестации
а
/контроля
Устн
1 ый опрос
по теме
7
2
Педа
гогическое
4 наблюден
ие

8

Вып
олнение
практичес
ких

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

Пластическая
2выразительность
рук.
Развитие
определенных
мышц и подсуставов

12

4

8

Музыкальноритмические движения.
2
Построение
и
перестроение.
Освоение
приемов
движения.

12

4

8

Метроритм:
2выразительное значение
неразрывная
связь
движением.

8

2

6

12

4

8

12

4

8

Работа
2
музыкальным
композицией

и
с

над
построением,

Танцы-игры.
Активизация
и
развитие
творческих
2способностей
учащихся
через танцевально
-пластические
движения и танцевальные
элементы
2

Танцевальные шаги

10

4

6

2
Учебные этюды на
основе изученных движений

12

4

8

Импровизация
2
движений на музыкальные
2.10
темы, игры под музыку

12

4

8

2.8

2.9

упражнени
й
Педа
гогическое
наблюден
ие
Вып
олнение
практичес
ких
упражнени
й
Педа
гогическое
наблюден
ие
Педа
гогическое
наблюден
ие
Вып
олнение
практичес
ких
упражнени
й
Педа
гогическое
наблюден
ие
Вып
олнение
практичес
ких
упражнени
й
Конк
урс
на
лучшее

исполнени
е
3
3

Основы хореографии

104

22

8
2

3.1

3
Упражнения
на
развитие выворотности ног

6

2

4

3.2

3
Упражнения
развитие мышц стоп

6

2

4

3.3

3
Движения для рук,
кистей, плечевого сустава

6

2

4

3

Движения корпуса

6

2

4

3

Движения для ног, стоп

6

2

4

3

Калланетика

6

2

4

3

Прыжки

6

2

4

6

2

4

56

6

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3
Упражнения
координацию

3
3.9

на

Рисунок танца

на

5
0

Педа
гогическое
наблюден
ие
Педа
гогическое
наблюден
ие
Педа
гогическое
наблюден
ие
Педа
гогическое
наблюден
ие
Педа
гогическое
наблюден
ие
Педа
гогическое
наблюден
ие
Педа
гогическое
наблюден
ие
Педа
гогическое
наблюден
ие
Конк
урс
на
лучшее
исполнени

е
4
4

Отче
Итоговое занятие

2

ИТОГО

216

2
59

тный
концерт

1
57

Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. .
Теория 1час: Знакомство с детьми. Техника безопасности. Знакомство с
искусством танца.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Образовательная программа, специализированная литература, иллюстрации,
инструкции по ТБ.
Раздел 2. Ритмика и музыкальная грамота-108ч.
Теория 36 часов:
1. Воспитание общей гармонии и согласованности движений.
2. Ритмический рисунок.
3. Пластическая выразительность рук; правила открывания и закрывания
рук
4. Такт, длительности в музыкальных произведениях;
5. Метроритм: выразительное значение и непрерывная связь с движением.
Практика 72 часа:
1. Ритмико-гимнастические
упражнения(движения:»Лягушка»,»Коробочка»,»Колесо»,»Шпагаты»)
2. Положение рук в общем круге: подъем и опускание рук при сужении и
расширении круга.
3. Музыкально- ритмические движения: упражнения в характере мелодии;
маршировка в темпе и ритме музыки.
4. Построение композиции: ходьба в различных рисунках(по кругу, по
линии, в колонну, по диагонали, вокруг себя, с продвижением впередназад);построение в круг (сужение, расширение); перестроение из одного круга в
два; свободное перемещение в зале.
5. Танцы-игры: «Цапля»,»Зайчик»,»Деревце»,»Петушок и курочка» и т.д.

6. Танцевальные шаги: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг,
подскоки, шаг с притопом, ходы русского танца.
7. Учебные
этюды
на
основе
изученных
движений;»Сударушка»,»Разрешите пригласить», «Полечка».
8. Импровизация движений на заданную тему: «Гуси»,»Мишки»,»Рыбки»
и т.д.
9. Игры под музыку:»Испечем мы вам пирог»,»Колесики»,»Паровозик».
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение.
Раздел 3.Основы хореографии 104 ч.
Теория 22 часа:
1. Постановка корпуса.
2. Правила исполнения упражнений для головы, рук, корпуса, ног.
3. Для чего развивать отдельные группы мышц.
4. Положения рук и ног в танце.
5. Упражнения на развитие эластичности мышц (как правильно исполнять).
6. Правила исполнения танцевальных шагов.
7. Техника исполнения прыжков.
8. Рисунок танца.
Практика 82 часа:
1. Упражнения на развитие выворотности ног: «Елочка», «Гармошка»,
«Ушки».
2. Упражнения на развитие мышц стопы(подъем на полупальцы,
развороты, повороты).
3. Упражнения для рук, кистей, плечевого сустава(сжатие и разжимание
кулачков, сгибание в запястье вперед-назад игра «Отдай-возьми»,по кругу,
сгибание в локте, круговые вращения руками вперед-назад игра
«Мельница»,рывки руками, поднимание плеч вверх-вниз игра «Знаю – не знаю»,
вперед-назад).
4. Упражнения для корпуса: наклоны по кругу, до пола вперед и назад,
игра «Мостик».
5. Движения плеч (вверх - вниз, вперед - назад, круговые вперед - назад);
6. Движения для кистей рук (сжатие и разжимание кулака, движение кисти
вперед, назад по кругу, вниз – вверх, сгибание в запястье)
7. Упражнения для ног: игры «Моталочка», «Ножницы», «Перескоки»,
попеременное сгибание и разгибание ног, резкое выкидывание ног вперед-назад, в
сторону.
8. Калланетика: растяжение мышц, упражнения на равновесие: игры
«Чертик»,»Журавлик»,»Цапля»,и на координацию движений: игра «Где я?»
9. Прыжки: подготовка к прыжкам(полуприседание и подъем на
полупальцы, прыжки на месте, с поджатыми ногами, с прямыми ногами, в
продвижении, прыжки со скакалкой.

10.Упражнения на координацию в зале: игра «Найди меня»,различные
перемещения в пространстве, распределение по точкам в зале, различные
комбинации по точкам.
11.Рисунок танца: кружки малые и большие, шеренги по 2,4,6 человек,
диагональ, змейка, переходы из одного упражнения в другое, связка нескольких
движений вместе.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, иллюстрации,
коврики, лавочки, станки.
Раздел 4.Итоговое занятие 2ч.
Практика 2 час:
Демонстрация полученных навыков в форме контрольного урока.
Предполагаемые результаты и критерии их оценки.
К концу курса обучения ребенок должен знать:
- Назначение танцевального зала, план класса и правила поведения в нём;
- Правила подвижных игр.
- Основные танцевальные позиции рук, ног, головы;
- Понятия: круг, шеренга, колонна, змейка, круг в круге и др.
- Правила прыжков и приседаний, верчений.
Должен уметь:
- Передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные
оттенки настроения;
- Передавать в пластике музыкальный образ, используя гимнастические,
имитационные, общеразвивающие и танцевальные виды движений;
- Ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале,
перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу
и колонну, в несколько кругов;
- Исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под
другую музыку;
- Самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с
началом и концом музыки;
- Передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и
персонажей;
- Выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном
описании;
- Выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции и танцыигры;
- Находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки,
игрового образа выразительными жестами;

- Должна выработаться активная реакция на музыку, умение образно
передавать в движении настроение, чувства;
- Самостоятельно отмечать в движении метр, ритмический рисунок, акцент,
реагировать на темповые и динамические изменения в музыке.
Оценочные материалы.
Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной программе
не проводится.
Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной
программе осуществляется два раза в год.
Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для
определения результативности освоения программы. Призваны отражать
достижения цели и задач программы.
При проведении промежуточных аттестаций используются следующие
формы и методы: устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение),
практические (защита творческой работы, контрольное упражнение), метод
взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок, анализ
причины неправильного исполнения танцевальных элементов, устранение
обнаруженных пробелов), дифференциация и подбор заданий с учетом
особенностей учащихся.
Примерные вопросы к опросу:
- Музыка, ритм и движения.
- Работа мышц и суставов.
- Понятие правильной осанки.
- Образное мышление и воображение.
- Цель и задачи партерного экзерсиса.
- Основные термины построения и передвижения в танце.
Достижения учащимися планируемых результатов оценивается по
критериям:
- хореографические данные (осанка, выворотность, танцевальный шаг,
подъем стопы, гибкость, прыжок);
- музыкально-ритмические способности (чувство ритма, координация
движений: мышечная, двигательная, музыкально-ритмическая координация);
- сценическая культура (эмоциональная выразительность, создание
сценического образа).
Формы предъявления результатов – открытый урок, защита творческой
работы, участие в конкурсах, фестивале хореографического творчества, отчетном
концерте.
Раздел Ритмика и музыкальная грамота
№1 Личные карточки учащихся
Фамилия, имя учащегося:
Группа:
Объединение:
Педагог:
Тема:
Предметное творчество

Техника
исполнения работы

Удовлетвори
тельно

Качес
твенно

Безу
пречно

Гибкость
Выворотность
суставов
Осанка
Творческая
сторона работы
Подражание
Компиляция
Импровизация
Творчество в общении
Коммуникативны
е умения
ь
Содержательная
сторона общения

Пассивност

Средний
уровень

Негативные
формы общения
Отзывчивость,
равноправное общение
Сопереживание,
помощь
Сводная таблица педагогических наблюдений
Оцениваемые
Месяцы
показатели
Сентябр Декабрь Март
ь
– –
май
ноябрь
февраль
Предметное
творчество
Саморазвитие
Общение

Высокая
активность

Приме
–

чания

Раздел: Основы хореографии
Карта оценки результативности реализации образовательной программы
Цель: проверка результативности освоения образовательной программы
Название программы, срок ее освоения:
Фамилия, имя, отчество педагога:
Фамилия, имя учащегося:

Опыт
освоения
теоретической
информации
Опыт
практической
деятельности

Опыт
эмоциональноценностных
отношений (вклад в
формирование
личностных качеств
учащегося)

Опыт
творчества

Спосо
бы
деятельност
и
не
освоены

Отсут
ствует
позитивный
опыт
эмоциональ
ноценностных
отношений
(проявление
элементов
агрессии,
защитных
реакций,
негативное,
неадекватно
е
поведение)
Освое
ны
элементы
репродукти
вной,
имитационн

уровня

Характе
ристика
высокого
уровня
результативно
5 сти
Информ
ация освоена
полностью в
соответствии
с
задачами
программы
Способ
ы
деятельности
освоены
полностью в
соответствии
с
задачами
программы
Приобр
етён
полноценный,
разнообразны
й, адекватный
содержанию
программы
опыт
эмоционально
-ценностных
отношений,
способствую
щий развитию
личностных
качеств
учащегося

чень
слабо С
лабо
У
довлет
воритеХ
льно
орошоО
чень
хорошо

Харак
Оценка
теристика
результативности
низкого
уровня
результатив
1
2 3
ности
Инфо
рмация не
освоена
О

Параметры
результативности
реализации
программ

4

Приобр
етён
опыт
самостоятель
ной
творческой
деятельности

ой
деятельност
и

Опыт
общения

Осознание
учащимся
актуальных
достижений.
Фиксированный
успех
и
вера
учащегося в свои
силы (позитивная
«Я-концепция»)
Мотивация и
осознание
перспективы

Обще
ние
отсутствова
ло
(учащийся
закрыт для
общения)

Рефле
ксия
отсутствует

Моти
вация
и
осознание
перспектив
ы
отсутствую
т

(оригинально
сть,
индивидуальн
ость,
качественная
завершенност
ь результата)
Приобр
етён
опыт
взаимодейств
ия
и
сотрудничест
ва в системах
«педагогучащийся» и
«учащийся учащийся».
Доминируют
субъектсубъектные
отношения
Актуаль
ные
достижения
учащимся
осознаны
и
сформулирова
ны
Стремле
ние
учащегося к
дальнейшему
совершенство
ванию
в
данной
области
(у
учащегося
активизирова
ны
познавательн
ые интересы и
потребности)

Общая оценка уровня результативности: 7-20 баллов – программа в целом
освоена на низком уровне; 21-28 баллов – программа в целом освоена на среднем
уровне; 29-35 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный
Способствует созданию прочной информационной базы для формирования
умений и навыков;
Репродуктивный
Учащиеся сами воспроизводят известный им по опыту материал. Этот
метод позволяет педагогу осуществить контроль за тем, как учащиеся усваивают
знания, овладевают умениями и навыками. С помощью разнообразных заданий
педагог предлагает воспроизвести разученные ранее танцевальные движения,
показать умения и навыки. Этот метод применяется в вариантах: воспроизведение
танцевального материала в наглядно-образной форме; в форме устного
изложения; в форме исполнения танцевальной композиции целиком или
фрагмента;
Проблемный
Заключается в том, что педагог выдвигает перед учащимися
познавательную проблему, которая решается совместно;
Частично-поисковый, исследовательский
Педагог ставит проблемную ситуацию и предлагает решить
самостоятельно. Эти методы взаимосвязаны. Они более эффективны и
способствуют глубокому усвоению танцевального материала.
Основная форма проведения занятий – групповая. Занятия проходят по
следующей схеме:
1 организационный момент;
2 повторение пройденного материала;
3 изложение нового материала;
4 вывод, подведение итогов;
5 оценка работы обучающихся.
Объем движений и танцевальных элементов подобран с учетом возрастных
и психологических особенностей детей. Педагог вправе вносить необходимые
коррективы разделов и тем в программе с учетом психофизических особенностей
детей.
В процессе изучения программы «Занимательная ритмика» обучающиеся
знакомятся с движением под музыку и основами музыкальной грамоты.

Список литературы

Литература для педагога
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической
пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. 220 с.
2.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967.
– 203 с. 3.Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном
образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с.
4.Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 112 с.
5.Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.:
Линка-пресс, 2006. - 272 с.
6.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая
гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с
7.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г Лечебно-профилактический танец «ФитнесДанс»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2007-384с.
8.Федорова Г.П. Танцы для детей. - СПб.: Детство-пресс, 2000. - 40 с.
9. https://var-veka.ru/blog/horeografiya-vazhnyy-predmet.html
10.
https://videouroki.net/razrabotki/mietodichieskii-matierial-dietskaiakhorieoghrafiia-osobiennosti-proviedieniia-urokov-dlia-dietiei-v-vozrastie-ot-3-do-5liet.html
11.
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-genadevna-petrova/zanjatija-pohoreografi.html
12.
https://infourok.ru/rabochaya-programma-veselaya-ritmika-dlya-detey-let3158159.html
Литература для детей
1. Богаткова Л. «Танцы и игры пионеров»- М. 1961г.
2. Браиловская Л. «Самоучитель бальных танцев»- изд. «Феникс», 2005г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».