Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Принята на заседании
педагогического совета
от 28.08.2023 Протокол № 3
Утверждаю
Директор МБУ ДО «ЦДО»
А.Ф. Шабалин
Приказ №59 от 30.08.2024 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мозаика» (для детей с ОВЗ)
художественной направленности
(стартовый уровень)
Возраст учащихся: 7 - 14 лет
Срок реализации программы: 1 год
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0093D641A528C04D0C237621E634F4E1D8
Владелец: Шабалин Александр Федорович
Действителен: с 03.12.2024 до 26.02.2026
Составитель:
Барановская Татьяна Юрьевна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦДО»
Нижняя Тура,
2024 год
РАЗДЕЛ I
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа
«Мозаика» имеет художественную направленность и предназначена для
детей 7-14 лет с ОВЗ с признаками легкой органической недостаточности
центральной нервной системы (ЦНС), испытывающие трудности в процессе
адаптации и социализации.
Данная программа – одно из средств помощи ребенку в социальном
становлении, показатель его роста в той или иной деятельности, познание
себя. Она предполагает изучение разнообразных видов аппликации,
художественного конструирования из бумаги и создание поделок из
бросового и природного материала, изготовление мягкой игрушки.
Применение программы в работе с детьми с ОВЗ способствует
обогащению общей осведомленности ребенка в сфере декоративноприкладного и изобразительного искусства, развитию фантазии и
художественно-образного мышления, развитию мелкой моторики рук.
В программе уделяется внимание вопросам композиции на плоскости,
объемно-пространственной композиции, экологическому воспитанию,
понятию и роли цвета, формы и конструкции, технологии переработки
бумаги в декоративные формы. Все это способствует повышению уровня
общей осведомленности.
В результате освоения программы ребенок получит знания,
рассчитанные
на
развитие
дизайнерских
способностей,
умение
конструировать и создавать объемные и плоскостные композиции, т.к.
детский дизайн –перспективное направление художественно-эстетического
развития, отвечающее требованиям нового времени. Это обусловлено тем,
что в дизайне очень важно не только развитие замысла, но и планирование
результата, который развивает проектное мышление.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования,
владеющий знаниями в области декоративно-прикладного творчества с
элементами флористики.
Актуальность программы Актуальность программы заключается в
том, что систематические творческие занятия создают условия для развития
мелкой моторики рук, что особенно важно для детей с ОВЗ. Вовлечение
детей с ограниченными возможностями здоровья в художественную
творческую деятельность эффективно позволяет решать проблемы
укрепления их физического и психического здоровья, преодоление
комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и
развития.
Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано
с речью и
способствует её развитию. В процессе деятельности происходит
взаимодействие всех анализаторных систем ребёнка: зрительного, слухового
и пространственного восприятия, осуществляется их формирование. В
занятиях, полезных для развития мелких и точных движений рук от
задействованных мышц (сгибательных и разгибательных), импульсы
поступают в мозг. Это позволяет непосредственно стимулировать
центральную нервную систему и способствовать её развитию. Таким
образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем
строение мозга, что в свою очередь способствует развитию речи,
психических процессов, интеллекта ребёнка.
Реализация программы позволит:
- создать условия для формирования эстетически развитой творческой
личности, опираясь на интегрированный подход;
- содействовать развитию познавательной деятельности, инициативы,
выдумки и творчества детей;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь
повлияет на развитие детей.
Художественное творчество – показатель общего психологического и
педагогического развития ребёнка. Педагогически важно понимание
художественного творчества, как отражения ребёнком окружающего мира и
социальной действительности, которое сочетается с самовыражением, т.е.
таким характером деятельности, когда ребёнок стремится, а педагог создаёт
предпосылки для выражения ребёнком собственного представления о мире, о
самом себе и о своём месте в мире. А самое главное – дети никогда не
останутся равнодушными ко всему прекрасному.
В экологическом воспитании детей предпочтительно применять
методы отражения своих впечатлений в разных видах деятельности. Одним
из условий полноценного эстетического воспитания и развития ребёнка
является развитие художественно-творческих способностей, понимания
прекрасного в природе, усвоение эталонов её красоты и эмоциональных
переживаний. Всё это способствует формированию у детей ответственности
за жизнь растений, животных и всего живого на планете. В содержание
экологического воспитания включаются ценностные аспекты. Детям
необходимо помочь осознать значение природы, как универсальной
ценности: познавательной, практической, эстетической, понять красоту,
самоценность живого существа. Очень важен процесс вхождения природы в
жизненный образ ребенка, ее эмоциональное освоение. Эстетическое
отношение к природе проявляется в умении у детей сосредоточенно
рассматривать ландшафт и его компоненты, в умении переносить
эстетическую оценку среды на ее образы в искусстве, а также в выражении
эстетических переживаний творческими средствами: в образной речи,
изобразительной деятельности, декоративно-прикладном творчестве.
Необходимо помнить, что дети-инвалиды – это дети «особой заботы».
Пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, ребенок не останется
прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые
творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы,
возникающие в их повседневной жизни.
Творческое общение с природой, природным материалом вызывает в
душе ребёнка положительные эмоции, необходимые как воздух в наш век
высоких технологий, что решает задачу снятия психологического
напряжения, эмоциональной нагрузки. Создавая композиции, учащиеся не
только копируют природу, они творят, фантазируют, развивая свои
творческие способности, художественный вкус, формируя практические
трудовые навыки.
Новизна программы Программа опирается на принципы
витагенности
(жизненной
определенности),
доступности,
здоровьесбережения, наглядности, активности. Она направлена на
творческую реабилитацию детей с ОВЗ, основанную на искусстве, в первую
очередь декоративную и творческую деятельности. Основная цель данного
подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие
способности самовыражения и самопознания.
Программа предоставляет возможность детям с ОВЗ освоить
различные виды декоративно-прикладного творчества в соответствии с
индивидуальными особенностями в развитии. При обучении прикладному
искусству у детей развивается наглядно-образное и логическое мышление,
творческое воображение, память, точность движения пальцев рук;
развивается творческий потенциал ребенка. Программа дает возможность
ребенку поверить в себя, в свои способности, вводит его в удивительный мир
фантазии, предусматривает развитие его художественно-эстетических
способностей.
Частные принципы для детей с ОВЗ:
1) индивидуальный подход, предполагающий всестороннее изучение
обучающихся и разработку соответствующих мер педагогического
воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и
средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных
потребностей каждого ребенка);
2) поддержка инициативной, самостоятельной активности ребенка,
способствующей
успешности
коррекционного
образования
и
обеспечивающей условия для самостоятельной активности;
3) социальное взаимодействие, обеспечивающее создание условий для
понимания и принятия друг другом всех участников образовательного
процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на
гуманистической основе;
4) вариативность в организации процессов обучения и воспитания,
предполагающая наличие вариативной развивающей среды, т.е.
необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения,
безбарьерной вариативной методической базы обучения и воспитания и
способность педагога использовать разнообразные методы и средства
работы, как по общей, так и специальной педагогике;
5) партнерское взаимодействие с семьей, направленное на
установление доверительных партнерских отношений с родителями или
близкими ребенка для наиболее эффективной его поддержки.
Педагогические принципы Непрерывность и преемственность
педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит
предпосылки для последующих новообразований (т.е. последовательность
учебного материала учитывает возрастающую детскую компетентность);
-развивающий характер обучения;
-рациональное сочетание разных видов деятельности;
-обеспечение психологического комфорта;
-уважение личности ребенка, ориентация на его интересы,
эмоциональную и мотивационную сферы;
-формирование у ребенка адекватной самооценки;
-создание ситуаций успеха;
-личностно-ориентированный подход к воспитанникам.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она
ориентирована на применение широкого комплекса приемов и техник
работы, позволяющих воспитанникам в процессе творческих поисков, путем
проб и ошибок, находить новое сочетание различных по структуре
материалов. Занимаясь декоративно-прикладным искусством, дети не только
учатся создавать красоту своими руками, формируют эстетический вкус,
получают технологические навыки и умения, но и развивают мелкую
моторику,
координацию
движений
пальцев,
внимание,
память,
цветоощущение, воображение, логическое мышление.
Идея данной программы - создание комфортной среды развития
творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. В основе
занятий лежат творческая деятельность, создание оригинальных работ.
Особое
внимание
уделяется
созданию
в
детском
коллективе
доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению
индивидуальности каждого ребенка.
Социальная значимость
Социальная помощь детям с ограниченными возможностями – это
система гарантированных государством экономических, социальных и
правовых мер, обеспечивающих ребенку условия для преодоления,
замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных
на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни
общества. Законодательство Российской Федерации направлено на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь ребенку-инвалиду и его семье.
Отличительной особенностью данной программы является ее
адаптированность под запросы конкретного ребенка. Программа
ориентирована на создание условий для творческого развития личности
обучающегося. Изучение различных приемов декоративно - прикладного
творчества на основе применения арт-терапии, трудотерапии (методика
лечения при помощи художественного творчества, трудовой деятельности)
направлено на повышение уверенности ребенка в себе, в своих силах, что
позволяет выстраивать образовательную деятельность с полным учетом этих
особенностей. Детям с ОВЗ требуются особые, специфические методы
обучения и воспитания.
Все это способствовало формированию содержания программы,
обусловило выбор тем, форм и методов деятельности.
На занятиях воспитанники учатся творить своими руками, делать не
просто поделку, а именно творить прекрасное и красивое. Красота
воспитывает нравственную чистоту, человечность, духовность. Осваивая
данную программу, дети не только занимаются декоративно-прикладным
творчеством, они знакомятся с истоками народного творчества, изучают
историю ремесла и своего народа, знакомятся с русской культурой, с которой
могут соприкоснуться. В этом воспитывается патриотизм и нравственность
молодого поколения.
Создавая композиции из природного материала на занятиях
объединения дети не только узнают правила флористики, техники сборки
композиций, но и знакомятся с растениями родного края, затем используя их
в своих работах.
Работа с сухоцветами и природным материалом становится способом
выразить личные эмоции, собственные понятия о красоте и современных
направлениях дизайна. Свободное творчество позволяет создавать
волшебную атмосферу праздника для каждого, кто наслаждается красотой
истинного чуда природы – цветами.
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии
следующих составляющих ее обеспечения:
Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных
норм и правил, установленных Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи». Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии
с государственными стандартами. При организации учебных занятий
соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ
для ведения образовательной деятельности. Кабинет оборудован раковиной
для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, укомплектован
медицинской аптечкой для оказания доврачебной помощи.
Материально-техническое обеспечение: стол ученический, стул
ученический, стол преподавателя, ноутбук, инструментарий для
практических работ.
Методическое и дидактическое обеспечение: календарный учебный
график; раздаточный материал (схемы, шаблоны, выкройки).
Воспитательная деятельность. Работа с родителями
Социальный заказ государства в образовании направлен на
воспитание человека нравственного, образованного, предприимчивого,
готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного
к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего
гражданской позицией современного человека.
Для воспитательного пространства характерно:
наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоциональнопсихологического климата;
построение работы по принципу доверия и поддержки между
всеми участниками педагогического процесса.
Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в
тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с
родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые
в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности.
Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество
детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным
способом для передачи социокультурных ценностей.
Работа с родителями предусматривает:
родительские собрания;
индивидуальные беседы и консультации;
профилактические беседы;
анкетирование, социологический опрос родителей;
тематические консультации с приглашением психолога,
социального педагога;
совместные воспитательные мероприятия;
совместное проведение экскурсий и посещение выставок, музеев.
Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной
формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное
занятие. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от
возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки
учащихся с учетом СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»,
утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28.
Продолжительность одного занятия составляет 30 мин. Перерыв между
учебными занятиями - 10 минут (при необходимости увеличивается
количество перерывов). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 ч
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и
коллективного творчества. Занятия носят в основном практический характер.
Срок реализации программы – 1 год.
Реализация программы осуществляется из расчета: один год
обучения - 72 часа;
В процессе занятия проводится смена видов деятельности (теория практика), соблюдаются перерывы, физкультминутки, минутки релаксации,
игры для снятия напряжения и предотвращения утомляемости.
Практические занятия проводятся в основном как индивидуальная или
групповая работа. Состав группы 2-5 человек.
На сообщение теоретических сведений отводится не более 20 %
учебного времени. Теоретические сведения связаны с практической работой.
Для достижения результатов работы требуется большая вариативность
подходов и постоянного творчества. На каждом занятии обязательно
используется элемент игровой деятельности. В течении занятия обязательно
включить упражнения на снятие напряжения.
Программой предполагаются индивидуальные и коллективные формы
работы при выполнении воспитанниками творческих заданий.
Формы и методы:
Групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в
самостоятельной работе детей).
Индивидуальная (используется при подготовке и выполнении
творческих работ).
Коллективная (используется на общих занятиях).
Приемы и методы обучения
Качество усвоения содержания программы определяется выбором
методов обучения и воспитания. На занятиях используются следующие
методы обучения:
Репродуктивный (педагог сам объясняет материал). Объяснительноиллюстративный.
Проблемный (педагог помогает в решении проблемы).
Эвристический (изложение педагога+ творческий поиск детей).
На занятиях педагог опирается на следующие методы воспитания:
1. Общие методы воспитания- Рассказ на этическую тему, пример,
этическая беседа.
2. Методы организации деятельности и формирование опыта
поведения- Игра, поручение, упражнение, коллективная творческая
деятельность.
3. Методы стимулирования- Поощрение, одобрение, награждение.
Практическая часть работы состоит из двух основных разделов:
работа над композицией изделия; выполнение изделия в материале.
Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов
- это творческий процесс. Задача руководителя объединения - показать детям
не только красоту твоческих поделок, но и их значимость в современной
жизни.
С первых дней ребятам надо приучиться к аккуратности, к
соблюдению порядка на рабочем месте, к экономному расходованию
материала. Постоянно развивая интерес воспитанников к занятиям,
руководитель объединения должен стремиться выбрать такую форму их
проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного
творческого подхода в переработке аранжировок или в создании новых
композиций. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и
декоративных средств выражения образа, проявления фантазии в разработке
композиций.
Предоставляя детям как можно больше самостоятельности,
руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность
воспитанников, помогая им в выполнении поставленной задачи.
Организация всего учебно-воспитательного процесса направлена на
раскрытие подлинных человеческих способностей и качеств, приобщение
детей к высшим духовно-нравственным ценностям через занятия
декоративно-прикладным
творчеством.
Дети
с
ограниченными
возможностями здоровья получают широкий круг общения, чувствуют себя
полноправными членами общества. Для некоторых из них ремесло и
творчество может стать смыслом жизни, а некоторых - занятием для души
1.3. Цель и задачи программы
Цель программы– развитие творческих способностей у детей с ОВЗ
средствами декоративно-прикладного искусства.
Ребенок, занимающийся по данной программе становится участником
увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.
Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебнотворческой работы обучающихся, позволяет одновременно с раскрытием
огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием
эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать
у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую
подготовку к труду. В процессе создания декоративных изделий дети на
практике применяют знания по изобразительному искусству, литературе,
окружающему миру, технологии и другим предметам, преподаваемых в
школе.
Занятия по данной программе приносят детям эстетическое
удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают
психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию
навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка,
нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.
Задачи:
Обучающие:
освоение приёмов и способов работы с различными материалами
и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок,
элементов дизайна;
закрепление и расширение знаний, полученных на уроках
технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д. и их
систематизация;
выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять
её результат;
знакомство с основами знаний в области композиции,
формообразования, декоративно – прикладного искусства;
совершенствование умения и формирование навыков работы
нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных
материалов;
формирование умений и навыков работы с природным
материалом, специальным оборудованием и инструментами.
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к
художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании
поделок, отвечающих художественным требованиям;
развитие образного мышления и творческого воображения,
эстетического отношения к природному окружению своего быта;
развитие мелкой моторики рук;
развитие креативного мышления;
развитие умения ориентироваться в проблемных ситуациях;
развитие воображения, глазомера, эстетического вкуса, чувства
меры.
Воспитательные:
воспитание смекалки, трудолюбия, самостоятельности;
воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении
результата;
развитие коммуникативных способностей;
достижение
максимальной
самостоятельности
детского
творчества;
воспитание чувства гражданственности и любви к Родине;
воспитание бережного отношения к природе;
формирование у обучающихся чувства эстетического вкуса;
стимулирование потребности в труде, формирование культуры
труда;
воспитание через систему и последовательность занятий
трудолюбия, усидчивости в работе, целеустремленности.
Коррекционные:
- корректировка нарушения познавательной сферы в процессе работы
над художественным образом;
- корректировка нарушения сенсомоторной координации, мелкой
моторики, пространственного мышления посредством изобразительной
деятельности;
- корректировка и развитие эмоционально-волевой сферы, развитие
навыков саморегуляции;
- корректировка нарушения коммуникативной сферы.
1.4. Содержание программы
Содержание адаптированной дополнительной общеразвивающей
программы «Мозаика» представлено учебно-тематическим планом, имеет
свои разделы и темы в каждом разделе, которые могут меняться в рамках
модернизации программы, в зависимости от условий, особых
образовательных потребностей контингента учащихся, мотивов и интересов
учащихся, природных условий, материально-технических ресурсов.
1.4.1. Учебно-тематический план
по дополнительной общеразвивающей программе
«Мозаика»
№
пп
1
2
Название модуля,
темы
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ
Поделки из семян,
засушенных
листьев, бусин и
др.
Панно «Ежик» из
пластилина, семян
подсолнечника,
гороха и пайеток
Панно «Чудодерево» из
пластилина, фасоли
и гороха
Аппликация из
яичной скорлупы
«Грибок»
Панно из
пластилина, гороха
и зерен кофе
«Бабочка»
Осенний венок
Топиарий из
листьев, шишек и
бусин
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
0,5
0,5
Формы
аттестации/контроля
16
2
0,4
1,6
Собеседование,
наблюдение,
оценивание.
2
0,4
1,6
Собеседование,
наблюдение,
оценивание.
2
0,4
1,6
2
0,4
1,6
Собеседование,
наблюдение,
оценивание.
Собеседование,
наблюдение,
оценивание.
2
2
0,4
0,4
1,6
1,6
Выставка работ
Собеседование,
наблюдение,
оценивание.
Панно «Дерево» из
засушенных листьев
и пуговиц
Ромашки из семян
ясеня
2
0,4
1,6
Выставка работ
2
0,4
1,6
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
3
3.1.
Мягкая игрушка
Котенок из фетра
16
2
0,4
1,6
3.2.
Зайка из фетра
2
0,4
1,6
3.3.
Брелок «Совушка»
2
0,4
1,6
3.4.
3.5.
Кот в сапожках
Елочные игрушки
4
4
0,8
0,8
3,2
3,2
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Выставка работ
Собеседование,
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
из фетра
3.6.
4
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
5
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
Символ года
Бумагопластика
Изготовление
поделок в технике
Оригами
Изготовление
открыток в технике
Квиллинг
Органайзер из
цветной бумаги
2
24
8
0,4
1,6
1,6
6,4
6
1,2
4,8
2
0,4
1,6
Лягушка на
кувшинке
Веселый кубик
2
0,4
1,6
2
0,4
1,6
Домик из коробки
Изготовление
цветов из
различных
материалов
Изготовление
цветов из салфеток
4
15
0,8
3,2
2
0,4
1,6
Изготовление
композиции цветов
из фетра
Изготовление
цветов из
фоамирана
Изготовление
цветов из
гофрированной
бумаги
Изготовление розы
из чайных
пакетиков
Панно
«Хризантемы» из
бумаги
2
0,4
1,6
2
0,4
1,6
4
0,8
3,2
2
0,4
1,6
3
0,6
2,4
72
14,4
57,6
наблюдение,
оценивание
Выставка работ
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Выставка работ
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Выставка работ
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Выставка работ
Содержание учебного плана
№
1.
Раздел, тема
Содержание занятий
Вводное занятие
1.1. Вводное занятие.
инструктаж по ТБ.
Вводный Теория. Знакомство педагога с детьми и
детей друг с другом. Правила
2.
поведения в группе, знакомство с
содержанием и структурой занятий.
Рабочий инструментарий на занятиях.
Правила поведения в объединении,
коллективе, инструктаж по ТБ, ППБ,
ПДП
Практика. Игры на знакомство.
Тестирование.
Поделки из семян, засушенных листьев, бусин и др.
2.1.
Панно «Ежик» из пластилина, Теоретическая часть
семян подсолнечника, гороха и Демонстрация
готовой
поделки.
пайеток
Технология выполнения работы.
Практическая часть
С помощью предложенных материалов
воспитанник украшает панно: иголки
ребенок изготавливает из пластилина и
семечек. С помощью пластилина и
пайеток декорируется рамка.
Материалы:
горох,
пластилин,
семечки, пайетки, салфетки зеленого
цвета, засушенные листья и цветы.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод контроля: собеседование,
наблюдение, оценивание.
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
2.2.
Панно
«Чудо-дерево»
из Теоретическая часть
пластилина, фасоли и гороха
Демонстрация
готовой
поделки.
Технология выполнения работы.
Практическая часть:
Скатать из пластилина разноцветные
2.3.
Аппликация
из
скорлупы «Грибок»
жгутики. Свернуть их в колечки.
Надавливая, прикрепить их на силуэт
дерева. Заполнить колечками все
пространство.
«Нарисовать»
пластилином кору дерева и украсить
сверху семенами фасоли и гороха.
Нанести на рамку клей и посыпать ее
гречкой.
Материалы: пластилин, фасоль, горох,
гречневая крупа, клей ПВА.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод
контроля:
собеседование,
наблюдение, оценивание.
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов,
показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
яичной Теоретическая часть
Демонстрация
готовой
поделки.
Технология выполнения работы.
Практическая часть:
Подготовить шаблон будущего рисунка:
нарисовать на листе картона грибок,
траву. Берется окрашенная скорлупа.
На рисунок наносится небольшое
количество клея ПВА, приклеивается
кусочек
скорлупы.
Постепенно
оклеиваются все фрагменты рисунка.
Материалы:
Белый
картон,
окрашенная яичная скорлупа, клей
ПВА.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
2.4.
2.5.
Метод
контроля:
собеседование,
наблюдение, оценивание.
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
Панно из пластилина, гороха и Теоретическая часть
зерен кофе «Бабочка».
Демонстрация
готовой
поделки.
Технология выполнения работы.
Практическая часть:
С помощью предложенных материалов
воспитанник
украшает
панно:
декорирует
крылышки
бабочки.
Рамочку украшает пластилином и
паетками, зернами кофе.
Материалы:
пластилин,
горох,
арбузные семечки, паетки, засушенные
дольки лимона, тыквенные семечки,
зернышки кофе.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод
контроля:
собеседование,
наблюдение, оценивание.
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
Осенний венок
Теоретическая часть
Демонстрация
готовой
поделки.
Технология выполнения работы.
Практическая часть:
Вырезать основу из картона. Приклеить
к основе засушенные листья, шишки,
орехи.
Декорировать
бусинами.
2.6.
Прикрепить ленту или шнур, за
который можно подвесить венок
Материалы:
Картон,
засушенные
листья, шишки, орешки, лента или
шнур, клей ПВА, клеевой пистолет.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод контроля: выставка работ.
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
Топиарий из листьев, шишек и Теоретическая часть
бусин
Демонстрация
готовой
поделки.
Технология выполнения работы.
Практическая часть:
Подготовить
основание
топиария:
обрезать
пластиковую
бутылку,
основание утяжелить наполнителем
(гипсом), вставить ствол (колышек). К
стволу прикрепить шар, скатанный из
газетной бумаги. С помощью клеевого
пистолета декорировать шар шишками,
ореховой скорлупой, листьями и др.
Декорировать ствол и горшочек. Гипс
прикрыть мхом или бусинами.
Материалы Пластиковая бутылка,
гипс, колышек или подходящая ветка,
шишки, ореховая скорлупа, мох,
клеевой пистолет.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод
контроля:
собеседование,
наблюдение, оценивание.
2.7.
2.8.
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
Панно
«Дерево»
из Теоретическая часть:
засушенных листьев и пуговиц Декоративное, тематическое панно.
Технология выполнения плоскостного
коллажа.
Практическая часть:
Подготовить шаблон будущего рисунка:
нарисовать на листе картона дерево,
траву.
Ствол
дерева
оклеить
засушенными листьями, при помощи
ножниц подрезая их. Крону дерева
оклеить пуговицами разного размера.
Если цвет пуговиц не соответствует
желаемому- окрасить их акриловыми
красками. Из гофрокартона изготовить
рамку.
Материалы:
засушенные
листья,
пуговицы, гофрокартон, клей ПВА,
клеевой пистолет.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод контроля: выставка работ
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
Ромашки из семян ясеня
Теоретическая часть
Демонстрация
готовой
поделки.
Технология выполнения работы.
Практическая часть:
Подготовить серединку цветка из
пробки
(нарезать
небольшие
кругляшки).
В торце пробочных
кружков зубочисткой сделать отверстия
и вставить в них семена ясеня.
Полученные цветы нанизать на ветку.
Лепестки можно окрасить в желаемый
цвет.
Материалы. Пробка, семена ясеня,
зубочистки, гуашь.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод
контроля:
собеседование,
наблюдение, оценивание.
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
3.
3.1.
Мягкая игрушка
Котенок из фетра
Теоретическая часть: Инструктаж по
ТБ при работе с колющими и
режущими инструментами. Технология
выполнения работы.
Практическая часть:
Вырезать детали. К одной детали
пришить глаза и нос. Швом «через
край» соединить детали, наполнить
синтепоном. Пришить петельку
Материалы: Фетр, игла, нитки, лента
для петли, наполнитель.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод
контроля:
собеседование,
наблюдение, оценивание.
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
3.2.
Зайка из фетра
3.3.
Брелок «Совушка»
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
Теоретическая часть Демонстрация
готовой
поделки.
Технология
выполнения работы.
Практическая часть:
Вырезать детали. Швом «через край»
стачать
голову,
пришить
ушки,
наполнить. Стачать детали лапок, тела.
К телу пришить лапки, голову.
Изготовить юбочку. Голову украсить
бантиком из атласной ленты.
Материалы: Фетр, игла, нитки, фатин
для юбочки, лента, наполнитель.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод
контроля:
собеседование,
наблюдение, оценивание.
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
Теоретическая часть Демонстрация
готовой
поделки.
Технология
выполнения работы.
Практическая часть:
Вырезать детали. К одной детали
пришить глаза и клюв. Швом «через
край» соединить детали, наполнить
синтепоном. Пришить крылья и
петельку
Материалы: Фетр, игла, нитки, лента
для петли, наполнитель.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод
контроля:
собеседование,
наблюдение, оценивание.
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
3.4.
Кот в сапожках
3.5.
Елочные игрушки из фетра
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
Теоретическая часть Демонстрация
готовой
поделки.
Технология
выполнения работы.
Практическая часть:
Вырезать детали. Стачать детали
головы, пришить ушки. Стачать детали
туловища, пришить шнурки вместо лап.
Изготовить сапожки, приклеить к
ножкам. На ручки сшить варежки. На
голову надеть колпак. Пришить глазабусины, вышить носик.
Материалы: Флис, фетр, игла, нитки,
лента для петли, наполнитель, клеевой
пистолет.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод контроля: выставка работ
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
Теоретическая часть Демонстрация
готовой
поделки.
Технология
выполнения работы.
Практическая часть:
Вырезать детали. Лицевую сторону
декорировать вышивкой, стразами,
декоративной
тесьмой.
Соединить
детали петельным швом, наполнить,
пришить петлю
Материалы: Фетр, игла, нитки, лента
для петли, стразы, декоративная тесьма,
наполнитель.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод
контроля:
собеседование,
наблюдение, оценивание.
3.6.
Символ года
4.
4.1.
Бумагопластика
Изготовление
поделок
технике Оригами
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
Теоретическая часть Демонстрация
готовой
поделки.
Технология
выполнения работы.
Практическая часть:
Вырезать детали. Оформить лицевую
часть. Швом «через край» соединить
детали,
наполнить
синтепоном.
Пришить петельку
Материалы: Фетр, игла, нитки, лента
для петли, наполнитель.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод контроля: выставка работ
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
в Теоретическая
часть
История
возникновения оригами. Необходимые
материалы и инструменты. Основные
базовые формы. Демонстрация готовой
поделки.
Технология
выполнения
работы.
Практическая часть:
Изготовление
базовых
форм.
Изготовление
закладок,
фигурок
животных, цветов.
Материалы:
Белая
и
цветная
двусторонняя
бумага, фломастеры,
клей.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод
контроля:
собеседование,
4.2.
4.3.
наблюдение, оценивание.
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
Изготовление
поделок
в Теоретическая часть Необходимые
технике Квилинг
материалы и инструменты. Основные
базовые формы. Техника изготовления
модулей.
Демонстрация
готовой
поделки.
Технология
выполнения
работы.
Практическая часть:
Изготовление
базовых
форм.
Изготовление открыток, панно.
Материалы: Цветная бумага, белый и
цветной картон, простой карандаш,
линейка, клей-карандаш.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод
контроля:
собеседование,
наблюдение, оценивание.
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
Органайзер из цветной бумаги
Теоретическая часть. Демонстрация
готовой
поделки.
Технология
выполнения работы.
Практическая часть:
Изготовить
модули,
соединить.
Декорировать поделку
Материалы::Плотная цветная бумага
(можно бумажные обои), стразы,
декоративная тесьма, клей-карандаш,
клеевой пистолет.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод
контроля:
собеседование,
4.4.
Лягушка на кувшинке
4.5.
Веселый кубик
наблюдение, оценивание.
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
Теоретическая часть. Демонстрация
готовой
поделки.
Технология
выполнения работы.
Практическая часть:
Вырезать лист лотоса из зеленого
картона,
изготовить
лягушку,
прикрепить ее к листу.
Материалы: Цветная бумага, зеленый
картон, простой карандаш, линейка,
клей-карандаш.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод контроля: выставка работ
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
Теоретическая часть. Демонстрация
готовой
поделки.
Технология
выполнения работы.
Практическая часть:
На готовом шаблоне кубика нарисовать
(если
не
получается
нарисовать
самостоятельно, то приклеить готовые
изображения) и подписать задания
(например- прыгнуть 5 раз, рассказать
стихотворение, станцевать, назвать 3
имени на букву «М» и т.д.). Согнуть
заготовку по всем линиям, склеить
стороны куба с клапанами.
Материалы
Шаблон
кубика,
фломастеры, цветные
карандаши,
линейка, клей-карандаш.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
4.6.
5.
5.1.
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод
контроля:
собеседование,
наблюдение, оценивание.
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
Домик из коробки
Теоретическая часть. Демонстрация
готовой
поделки.
Технология
выполнения работы.
Практическая часть:
Оклеить коробку (стены домика)
цветной бумагой или бумажными
обоями, приклеить окна и дверь,
декорировать их. Изготовить крышу,
декорировать ее, прикрепить к домику.
Картон, цветная бумага, бумажные
обои, гофрокартон, клей
Материалы Коробка из-под сока,
картон белый, цветной, гофрированный,
цветная бумага, фломастеры, клейкарандаш.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод контроля: выставка работ
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
Изготовление цветов из различных материалов
Изготовление
цветов
из Теоретическая часть:
салфеток
Технология
изготовления
цветов,
демонстрация готовых поделок
Практическая часть:
Познавательная
беседа:
«Разнообразные возможности работы с
салфетками».
Подготовка деталей по шаблонам под
5.2.
Изготовление
цветов из фетра
5.3.
Изготовление
фоамирана
руководством педагога.
Материалы: салфетки, деревянные
шпажки или зубочистки, клей.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод
контроля:
собеседование,
наблюдение, оценивание.
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
композиции Теоретическая часть:
Технология
изготовления
цветов,
демонстрация готовых поделок
Практическая часть:
Подготовка деталей цветов и листьев по
шаблонам под руководством педагога.
Сборка поделки и декорирование
композиции
Материалы: Фетр, ножницы, игла,
нитки, бусины, проволока, тейп-лента,
пайетки, клей.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод
контроля:
собеседование,
наблюдение, оценивание.
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
цветов
из Теоретическая часть: Рассказ о
свойствах фоамирана. Показ образца.
5.4.
5.5.
Практическая часть. Изготовление
цветов, декорирование.
Материалы: цветной фоамиран, клей,
проволока, тейп-лента, пастельные
мелки.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод
контроля:
собеседование,
наблюдение, оценивание.
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
Изготовление
розы
из Теоретическая часть:
гофрированной бумаги
Технология изготовления розы, показ
образца розы.
Практическая часть:
Вырезание лепестков розы и ее сборка.
Материалы: гофрированная бумага,
клей-карандаш, проволока, тейп-лента.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод
контроля:
собеседование,
наблюдение, оценивание.
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
Изготовление розы из чайных Теоретическая часть:
пакетиков
Технология
изготовления
цветов,
демонстрация готовых поделок
Практическая часть:
5.6.
Подготовка деталей по шаблонам под
руководством педагога, соединение
деталей, декорирование поделки.
Материалы: пакетики из-под чая,
деревянные шпажки или зубочистки,
проволока, клей.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод
контроля:
собеседование,
наблюдение, оценивание.
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
Панно «Хризантемы» из бумаги Теоретическая часть:
Технология изготовления хризантемы,
демонстрация готового панно
Практическая часть:
Подготовка деталей по шаблонам под
руководством педагога, сборка цветка,
оформление панно.
Материалы: Цветная бумага, шаблоны,
картон, клей.
Формы
организации
учебной
деятельности:
практическая
индивидуальная работа под контролем
педагога.
Метод контроля: выставка работ
Формы, методы и приёмы: словесный,
показ
образцов, показ
трудовых
приемов
педагогом,
практическая
работа с помощью педагога.
Дидактический материал: образцы
работ, фото, иллюстрации.
Планируемые
результаты
освоения
адаптированной
дополнительной общеобразовательной программы
Учащийся должен знать:
1. Правила техники безопасности и гигиены труда;
2. Правила подготовки рабочего места;
3. Правила безопасной работы с разными материалами и
инструментами;
4. Технологию изготовления основ для разного вида поделок;
5. Область применения и назначение материалов и инструментов.
Учащийся должен уметь:
1. Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой
деятельности, контроль над ее ходом и результатами;
2. Изготавливать поделку из доступных материалов и описанию,
выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам необходимой
поделки;
3. Проектировать собственную поделку и изготавливать по своему
замыслу;
4. Осуществлять декоративное оформление и отделку поделки.
Итогом обучения является формирование у учащихся устойчивого
интереса к процессу изготовления изделия и творческой деятельности.
Предметные результаты:
1. Понимать сущность выбранной дополнительной программы
обучения;
2. Проявлять к процессу изучения устойчивый интерес;
3. Организовывать собственную деятельность по изготовлению
поделки.
4. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
творческой деятельности.
Личностные результаты:
1. Проявлять интерес к культуре и истории народа, родной страны;
2. Выражать положительное отношение к процессу познания;
3. Проявлять внимание, заинтересованность, любознательность,
желание больше узнать;
4. Проявлять волевое усилие при достижении поставленной цели;
5. Применять правила делового сотрудничества в коллективном
процессе познания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающиеся научатся:
1. Принимать и выполнять поставленную задачу;
2. Удерживать цель деятельности до получения её результата;
3. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации;
4. Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с
учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
5. Анализировать эмоциональные состояния, полученные от
успешной (неуспешной) деятельности,
6. Осуществлять итоговый контроль деятельности (что сделано) и
пооперационный контроль (как выполнена каждая операция, входящая в
состав учебного действия);
7. Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности
(чужой, своей);
8. Анализировать собственную работу: соотносить план и
совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру усвоения каждого,
находить ошибки, устанавливать их причины;
9. Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
(отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающиеся научатся:
1. Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в
процессе их рассматривания (наблюдения);
2. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для
решения учебной задачи;
3. Проверять информацию;
4. Сравнивать различные объекты, сопоставлять характеристики
объектов по одному (нескольким) признакам, выявлять сходство и различие
объектов;
5. Классифицировать объекты (объединять в группы по
существенному признаку);
6. Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко
обосновывать выбор.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающиеся научатся:
1. Адекватно использовать коммуникативные, речевые средства,
строить монологические высказывания, владеть диалогической формой
коммуникации в соответствии с требованиями речевого этикета;
2. Допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, не совпадающих с его собственной точкой;
3. Уметь задавать вопросы;
4. Использовать речь для регуляции своего действия.
РАЗДЕЛ II
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года
36
72
2
72
17
19
01.09.2023
нет
30.12.2023- 07.01.2024
25.05.2024
2.2. Условия реализации
адаптированной дополнительной общеобразовательной программы
Для реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной
программы «Мозаика» требуется следующее материально-техническое
обеспечение:
- учебный кабинет, оборудованный шкафами для хранения наглядных
пособий, изобразительных средств, рабочими столами;
-оборудование: компьютер, проекционное оборудование, доска для
оформления выставок детских работ, рамки для детских работ разных
размеров, магнитная доска;
-наборов инструментов для занятий художественной деятельностью
включающие различные кисти, ножницы (в том числе специализированные,
для фигурного вырезания, для левой руки), стаканчики-непроливайки для
воды, палитры;
-расходный материал для художественной деятельности: бумага (белая,
цветная, ватман), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и
др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые), бумага для
рисования А-3, А-4, альбомы для рисования, клей, губка, пищевые красители,
сухая гуашь, пищевая пленка, бумажные салфетки, нитки разной толщины,
мятая и гофрированная бумага, жидкое мыло, стекло, трубочки для коктейля,
ватные палочки, пластилин.
Педагогическая деятельность по реализации данной программы
осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее
образование и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, и профессиональным стандартам.
Для реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной
программы «Мозаика» требуется следующее методическое обеспечение:
Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Формы,
методы,
приёмы
обучения.
Педагогичес
кие
технологии
№
п/п
Название
модуля, темы
1.
Поделки из семян, засушенных листьев, бусин и др.
1.1.
Вводное
занятие.
Инструктаж
по ТБ
Панно «Ежик»
из
пластилина,
семян
подсолнечник
а, гороха и
пайеток
2.1.
2.2.
Панно «Чудодерево» из
пластилина,
фасоли и
гороха
2.3.
Аппликация
из яичной
скорлупы
«Грибок»
2.4.
Панно из
Инструкция по охране
труда и технике
безопасности.
Беседа
Горох, пластилин,
семечки, пайетки,
салфетки зеленого
цвета, засушенные
листья и цветы.
Методический
материал,
подготовленный
педагогом –
презентация по теме.
пластилин, фасоль,
горох, гречневая
крупа, клей ПВА.
Методический
материал,
подготовленный
педагогом –
презентация по теме.
Белый картон,
окрашенная яичная
скорлупа, клей ПВА.
Методический
материал,
подготовленный
педагогом –
презентация по теме.
пластилин, горох,
Объяснение,
показ.
Формы
учебного
занятия
Лекционное
занятие,
обучающие
игры
Собеседование,
наблюдение,
оценивание.
Объяснение,
показ.
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Объяснение,
показ.
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Объяснение,
Собеседование,
пластилина,
гороха и зерен
кофе
«Бабочка».
2.5.
Осенний
венок
2.6.
Топиарий из
листьев,
шишек и
бусин
2.7.
Панно
«Дерево» из
засушенных
листьев и
пуговиц
2.8.
Ромашки из
семян ясеня
арбузные семечки,
паетки, засушенные
дольки лимона,
тыквенные семечки,
зернышки кофе.
Методический
материал,
подготовленный
педагогом –
презентация по теме.
Картон, засушенные
листья, шишки,
орешки, лента или
шнур, клей ПВА,
клеевой пистолет.
Методический
материал,
подготовленный
педагогом –
презентация по теме.
Пластиковая бутылка,
гипс, колышек или
подходящая ветка,
шишки, ореховая
скорлупа, мох,
клеевой пистолет
Методический
материал,
подготовленный
педагогом –
презентация по теме.
Засушенные листья,
пуговицы,
гофрокартон, клей
ПВА, клеевой
пистолет
Методический
материал,
подготовленный
педагогом –
презентация по теме.
Пробка, семена ясеня,
зубочистки, гуашь.
Методический
материал,
подготовленный
показ.
наблюдение,
оценивание
Объяснение,
показ.
Выставка работ
Объяснение,
показ.
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Объяснение,
показ.
Выставка работ
Объяснение,
показ.
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
педагогом –
презентация по теме.
3.
Мягкая игрушка
3.1.
Котенок из
фетра
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
Инструкция по охране
труда и технике
безопасности.
Фетр, игла, нитки,
лента для петли,
наполнитель.
Методический
материал,
подготовленный
педагогом –
презентация по теме.
Зайка из фетра Фетр, игла, нитки,
фатин для юбочки,
лента, наполнитель
Брелок
Фетр, игла, нитки,
«Совушка»
лента для петли,
наполнитель.
Кот в
Флис, фетр, игла,
сапожках
нитки, лента для
петли, наполнитель,
клеевой пистолет.
Елочные
Фетр, игла, нитки,
игрушки из
лента для петли,
фетра
стразы, декоративная
тесьма, наполнитель.
Символ года
Фетр, игла, нитки,
лента для петли,
наполнитель.
Объяснение,
показ.
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Объяснение,
показ.
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Выставка работ
Объяснение,
показ.
Объяснение,
показ.
Объяснение,
показ.
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Объяснение,
показ.
Выставка работ
Инструкция по охране Беседа
труда
и
технике
безопасности. Белая и
цветная двусторонняя
бумага, фломастеры,
клей.
Цветная бумага,
Объяснение,
белый и цветной
показ.
картон, простой
карандаш, линейка,
клей-карандаш.
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
4.
Бумагопластика
4.1.
Изготовление
поделок в
технике
Оригами
4.2.
Изготовление
поделок в
технике
Квилинг
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
4.3.
4.4.
4.5.
Методический
материал,
подготовленный
педагогом –
презентация по теме.
Органайзер из Плотная цветная
цветной
бумага (можно
бумаги
бумажные обои),
стразы, декоративная
тесьма, клейкарандаш, клеевой
пистолет.
Методический
материал,
подготовленный
педагогом –
презентация по теме.
Лягушка на
Цветная бумага,
кувшинке
зеленый картон,
простой карандаш,
линейка, клейкарандаш.
Методический
материал,
подготовленный
педагогом –
презентация по теме.
Веселый
Шаблон кубика,
кубик
фломастеры, цветные
карандаши, линейка,
клей-карандаш.
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Объяснение,
показ.
Выставка работ
Объяснение,
показ
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Объяснение,
показ
Выставка работ
4.6.
Домик из
коробки
5.
Изготовление цветов из различных материалов
5.1.
Изготовление
цветов из
салфеток
Изготовление
композиции
5.2.
Коробка из-под сока,
картон белый,
цветной,
гофрированный,
цветная бумага,
фломастеры, клейкарандаш.
Объяснение,
показ.
Салфетки, деревянные
шпажки или
зубочистки, клей.
Фетр, ножницы, игла,
нитки, бусины,
Объяснение,
показ
Объяснение,
показ.
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Собеседование,
наблюдение,
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
цветов из
фетра
Изготовление
цветов из
фоамирана
Изготовление
розы из
гофрированно
й бумаги
Изготовление
розы из
чайных
пакетиков
Панно
«Хризантемы
» из бумаги
проволока, тейп-лента,
пайетки, клей
Цветной фоамиран,
клей, проволока, тейплента, пастельные
мелки.
Гофрированная
бумага, клейкарандаш, проволока,
тейп-лента.
Пакетики из-под чая,
деревянные шпажки
или зубочистки,
проволока, клей.
Цветная
бумага,
шаблоны,
картон,
клей.
оценивание
Объяснение,
показ.
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Объяснение,
показ.
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Объяснение,
показ.
Собеседование,
наблюдение,
оценивание
Объяснение,
показ.
Выставка работ
Формы контроля освоения
адаптированной дополнительной общеобразовательной программы
Для выявления возможной результативности должен быть учтен ряд
факторов:
-необходимо учитывать особенности текущего психического,
неврологического и соматического состояния каждого ребенка;
-в процессе предъявления заданий должны использоваться все
доступные ребенку средства альтернативной коммуникации (предметы,
жесты, фотографии, рисунки, электронные технологии) и речевые средства;
-способы выявления умений и представлений детей с умственной
отсталостью могут носить как традиционный характер, так и быть
представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических
заданий;
-в процессе предъявления и выполнения задания ребенку должна
оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный
характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения,
выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного
выполнения взрослым, совместно с взрослым);
-при оценке результативности достижений необходимо учитывать
уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно,
самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной
технической помощью, вместе со взрослым).
Переход от одного уровня результатов к другому должен быть
последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в
зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей детей с ОВЗ,
детей – инвалидов. Система оценивания учебных достижений базируется
исключительно на позитивном отношении к каждому ребенку, независимо от
его индивидуальных возможностей. Уровень достижений каждого ребенка
оценивается в сравнении с его предыдущими результатами.
Для отслеживания результатов деятельности обучающихся проводятся
тестирования. Также степень подготовленности детей определяется через
различные игровые моменты, самостоятельную практическую деятельность.
Педагогический контроль осуществляется в течение всего срока
реализации
дополнительной
образовательной
программы.
Предусматривается три вида диагностики – входящая, текущая и итоговая
диагностика, позволяющие проследить динамику развития тех или иных
личностных качеств, предметных достижений.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании учебных
групп. Проводится в виде тестовых заданий, беседы, наблюдений за
самостоятельной изобразительной деятельностью.
Текущая диагностика осуществляется по окончании изучения
каждого раздела программы. Также текущий педагогический контроль
осуществляется в течение учебного года на контрольном этапе учебного
занятия (где это предвидится планом занятия по ходу изучения отдельной
темы). Для продуктивной работы с детьми необходим постоянный контроль
над их знаниями и умениями, над тем как хорошо они усваивают
предложенный материал, как используют свои навыки в дальнейшем. Для
выявления недостатков и достоинств детского творчества и работы над ними,
после каждого занятия целесообразно производить маленький просмотр
детских поделок. В просмотре должны участвовать сами дети. Ребенок
должен учиться выделять и осознавать понравившиеся ему качества поделки,
запоминать их и по-своему использовать в дальнейшем.
Итоговая диагностика осуществляется по результатам освоения
дополнительной образовательной программы в целом.
При подведении результатов обучения учитываются такие показатели,
как теоретическая подготовка, практическая подготовка, овладение
общеучебными
умениями
и
навыками,
личностные
результаты
(эмоциональное восприятие ребенком предмета изобразительного искусства).
Степень выраженности каждого показателя выявляется по трем уровням
развития художественной деятельности ребенка:
1 уровень – высокий (высокий образовательный результат,
предполагается: самостоятельная деятельность с небольшой технической
помощью при необходимости, умение увидеть допущенные ошибки,
устойчивый
интерес
к
творческой
деятельности,
проявление
самостоятельных творческих замыслов, понимание последовательности их
реализации).
2 уровень – средний (деятельность по последовательной инструкции, с
привлечением внимания ребенка к предмету деятельности, устойчивый
интерес к экспериментальной творческой деятельности, желание
взаимодействовать с педагогом в процессе совместной творческой
деятельности, наличие стремления к собственной творческой деятельности).
3 уровень – низкий (низкий уровень творчества, существенные ошибки
при выполнении практических заданий, неустойчивый интерес к
экспериментальной творческой деятельности, выполнение творческих
заданий только в совместной деятельности).
Так как технические навыки и творческие способности находятся в
стадии формирования, поэтому нет показателя «достаточный уровень».
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной программы: мини-выставки по каждой теме, итоговые
выставки в конце учебного года. Хорошим показателем работы является
участие творческих работ детей с ОВЗ, детей-инвалидов в разнообразных
конкурсах, выставках, фестивалях.
Список литературы:
1.Ануфриев, Г.М. Превращение ивового прутика. Лучшие поделки.
Ярославль, 2000. -230 с.
2.Белецкая, Л. В. Прессованная флористика. Картины из цветов и
листьев.
-М.: Нов. Москва, 2009.-190с.
3.Зайцева, А.В. Поделки с тиснением на бумаге.-М.:- ЭКСМО, 2009.236 с.
4.Локрина, Т.Н. Композиции с берестой.- М.: Нов. Москва, 2005. 130с.
5. Онищенко, В.В. Букеты: живые и искусственные цветы.:- Ростов
н/Д: Феникс, 2007.-137с.
6. Перевертень, Г.И. Аппликации из соломки.- М.: АСТ; Донецк:
Сталкер, 2008.-122с.
7. Перевертень, Г.И. Искусные поделки из разных материалов:- М.:
Донецк: Сталкер,2008. -118 с.
8.Соловьёва, А.С. Искусство флористики. Цветочная живопись - М.:
Беларусь, 2002. - 99 с.
9.Спичакова, С. В. Современные композиции.-М.: Москва: Ниола 21ый век, 2005. -144 с.
10.Стецюк, В.Б.Картины из сухих цветов. Составление композиций
из засушенных растений. – М.: АСТ-Пресс, 2002.-72 с.
11. Хессайон, Д.Р. Об аранжировке цветов. Искусство составления
букетов и композиций из цветов. – М.: Кладезь-Букс, 2005.-108 с.