1_Прил_МЗ_Чтение с увлечением_ЭП

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»

Принята на заседании
педагогического совета
от 28.08.2023 Протокол № 3

Утверждаю
Директор МБУ ДО «ЦДО»
А.Ф. Шабалин
Приказ №59 от 30.08.2024 г.

Дополнительно общеобразовательная программа
Социально-гуманитарной направленности
«Чтение с увлечением»
Возрастной состав обучающихся: 6 – 7 лет
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программ: 1 года

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0093D641A528C04D0C237621E634F4E1D8
Владелец: Шабалин Александр Федорович
Действителен: с 03.12.2024 до 26.02.2026

Автор программы:
Барановская Татьяна Юрьевна
педагог дополнительного
образования

г. Нижняя Тура
2024 год

Оглавление
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ...................................... 4
1.1 Пояснительная записка ..................................................................................................................... 4
1.2 Цель и задачи программы................................................................................................................. 6
РАЗДЕЛ 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ» .....................16
2.1 Календарно-тематический план .....................................................................................................16
2.2 Условия реализации программы ....................................................................................................17
2.3 Формы аттестации/контроля ..........................................................................................................18
2.4 Оценочные материалы ....................................................................................................................18
Список литературы ...................................................................................................................................18

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Ф.И.О.автора/авторов

Барановская Татьяна Юрьевна

Учреждение
Наименование программы

МБУ ДО «ЦДО»
«Чтение с увлечением»

Тип программы

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа

Вид программы

Модифицированная

Срок обучения

1год

Возраст учащихся

7 - 8 лет

Объем часов обучения

72 часа

Уровень освоения программы

Базовый

Цель программы

Создание условий для развития
навыков
рационального
чтения,
повышения скорости чтения и
усвоения информации.

С какого года реализуется программа

2024-2025 год

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чтение с увлечением» предполагает развитие навыка чтения учащихся
дошкольного и младшего школьного возраста, направлена на облегчение
усвоения учебного материала путём повышения скорости чтения.
Данная программа составлена на основе нормативных актов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (последняя редакция);
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (с изменениями и
дополнениями) (далее – СанПиН);
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от

23.08.2017

организациями,

г.

№

816

«Об

утверждении

осуществляющими

Порядка

образовательную

применения
деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652Н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
7. Приказ №785-Д от 29.06.2023 «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере

«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом;
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
14. Устав МБУ ДО «ЦДО», утвержден постановлением администрации
Нижнетуринского городского округа от 03.02.2020 № 103 (с изменениями).
Актуальность программы «Чтение с увлечением» определяется
следующими факторами: у многих людей низкая скорость чтения, они
допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы,
слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав
слов и испытывают трудности при слогослиянии, что в большинстве случаев
затрудняет понимание прочитанного.
Скорочтение это не просто умение быстро осваивать большие
текстовые объемы информации. От скорости чтения зависит также процесс
развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и
устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит
умственная работоспособность ученика и позже взрослого человека. Поэтому
навык скоростного чтения должен быть сформирован еще в начальной
школе.
Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения ребёнок
имел скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но при этом читал
осознанно, правильно, выразительно. От скорости чтения зависит также
процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и
устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит
умственная работоспособность. Необходимо на начальном этапе обучения в
школе научить ребёнка читать правильно, осознанно, выразительно.
Новизна программы заключается в том, что обучающиеся имеют
возможность в полной мере овладеть методами и получить знания не только
по осмысленному чтению, но и улучшить образную, зрительную и слуховую
память, внимание, мыслительные процессы, а также улучшить качество
своей речи.

1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития навыков
рационального чтения, повышения скорости чтения и усвоения информации.
Задачи:
Образовательные:

Развивающие:
творческие и интеллектуальные
способности;

отдыхать, переключаясь на другое задание.
Воспитательные:

умственных способностей обучающихся;
Программа включает четыре основных направления:
учение скоростному и осознанному чтению;

Принципы обучения:
ности
обучающегося при руководящей роли педагога;

рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного
обучения скорочтению, улучшению зрительной и слуховой памяти, как
выражение комплексного подхода; постоянный поиск новых форм работы и
совершенствования технологии.
Методы обучения:





Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение.
Наглядные: демонстрация.
Практические: упражнения, выполнение графических записей.
Аналитические:
наблюдение,
сравнение,
анкетирование,
самоанализ, опрос.

Средства обучения:





наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;
методическая литература: книги, учебные пособия;
оборудование: карандаши, ручки, учебники;
материалы: тексты для чтения, карточки с заданиями, таблицы,
рисунки для
 запоминания, набор для слуховой памяти, разрезные карточки.
Планируемые результаты:
В результате работы по программе обучающиеся должны:
Предметные результаты:
ами и техникой скорочтения;

Метапредметные результаты:

способности;

отдыхать, переключаясь на другое задание.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:

дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности;
оразвитию к познавательных и творческих
способностей умение использовать техники запоминания при работе с
учебным материалом;

деятельности.
Основной показатель качества освоения программы
увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой
информации, личностный рост обучающегося, его самореализация и
определение своего места в коллективе.
Особенности реализации образовательной программы.
Во время занятия обязательно проведение дыхательной и зрительной
гимнастики.

Календарно-тематический план

Содержание рабочей программы
Тема № 1(2час.)
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Основные вопросы: инструктаж по охране труда. Знакомство
обучающихся с целью и задачами программы, с методикой проведения
занятий, с примерным планом работы. Плюсы и минусы скорочтения, стоит
ли учиться быстро читать и как эта скорость влияет на освоение материала во
время учёбы. Постановка целей учебной деятельности, содержание занятий.
Самостоятельная работа: вводное практическое занятие; Подвижная
игра «Снежный ком» (для эффективного знакомства обучающихся).
Тема № 2 (2час.)
ЗАМЕР СТАРТОВОЙ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ
Основные вопросы: чтение текста на время, ответы на вопросы по
содержанию. Психологические установки для эффективного чтения.
Самостоятельная работа: вводная диагностика «Замер стартовой
скорости чтения».
Тема № 3 (28 час.)
Быстрое восприятие информации
Тема №3.1
УСТРАНЕНИЕ РЕГРЕССИЙ
Основные вопросы: читать текст без возвратных движений глаз, к уже
прочитанной части текста (слову, фразе, предложению).
Требования к знаниям и умениям: читать с помощью указки; избегать
возвратных движений при чтении; вести указку непрерывно, не
останавливаясь, и постоянно ускоряя свои движения.
Самостоятельная работа: чтение с указкой, чтение со шторкой, чтение
вслух, ограничение по времени.
Тематика практических работ: чтение текста, с использованием
техники по устранению регрессий.
Тема № 3.2

РАСШИРЕНИЕ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ
Основные вопросы: увеличение поля зрения с использованием
методики увеличения «пятна ясного видения». Расширение вертикальной и
горизонтальной составляющих поля зрения.
Требования к знаниям и умениям: видеть ясным взором большую
область текста; выделять в тексте самое важное и необходимое; находить
боковым зрением цифры; тренировать движение глаз; расширять
горизонтальную и вертикальную составляющую «пятна ясного видения».
Самостоятельная работа: таблица Шульте, лабиринты, пирамиды,
вертикальная таблица.
Тематика практических работ: работа с таблицами, с выставленным
таймером.
Тема № 3.3
РАЗВИТИЕ АНТИЦИПАЦИИ
Основные вопросы: предвосхищение,
чтения, иначе – смысловые догадки.

предугадывание

будущего

Требования к знаниям и умениям: уметь распознавать буквы в их
самых разных положениях и вариантах, мысленно восполнять перекрытые
перепонками участки строки, восстанавливая смысл, составить текст из слов,
словосочетаний, предложений или готовых частей текста.
Самостоятельная работа: антиципация букв, слов и словосочетаний,
текста.
Тематика практических работ: чтение половинка, чтение с рамочкой,
чтение с пропущенными буквами, чтение без коротких слов, восстановление
целостности текста, чтение с перемешанными буквами.
Тема №3.4
РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ
Основные вопросы: развитие подвижности речевого аппарата.
Требования к знаниям и умениям: произносить звуки чётко, ясно, не
торопясь; соединять скороговорку с различными движениями пальцев:
играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с

щелчками пальцев левой и правой руки; отрабатывать чистоту
произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма;
выполнять технику дыхательных упражнений.
Самостоятельная работа: отработка дикции, артикуляционная и
дыхательная гимнастика.
Тематика практических работ: дыхательная гимнастика, упражнения на
развитие речевого аппарата, мимика и жесты, упражнение партизан, чтение с
выстукиванием ритма, чтение со скороговоркой, стихотворением.
Чистоговорки, скороговорки.
Тема № 4. (18 час.)
Осмысление информации
Тема №4.1
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Основные вопросы: улучшение понимания прочитанной информации.
Требования к знаниям и умениям: внимательно читать про себя;
управлять своим вниманием; тренировать внимание; быстро перестраиваться,
чтобы выполнить упражнение.
Самостоятельная работа: струп-тест, лабиринты, большие и малые
числа, разноцветные числа, таблица закономерности, скачок-бросок, игра
«перевертыш», корректурная проба, найди отличия. Тематика практических
работ: упражнения на внимание.
Тема № 4.2
ГАРМОНИЗАЦИЯ ПОЛУШАРИЙ
Основные вопросы: упражнения на одновременную работу обоих
полушарий мозга.
Требования к знаниям и умениям: заставить синхронно работать оба
полушария мозга; овладеть техникой рисования двумя руками; быстро
считать в уме и громко произносить ответы; соотносить букву-ногу и руку в
ходе выполнения упражнения.
Самостоятельная работа: алфавит, устный счет, раскраски двумя
руками.

Тематика практических
рисование двумя руками.

работ:

упражнения

на

кинезиологию,

Тема № 4.3
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Основные вопросы: мысленно создавать новые идеи и образы.
Требования к знаниям и умениям: уметь самостоятельно создавать
новые образы на основе имеющихся представлений.
Самостоятельная работа: продолжить текст, дорисовать фигуры, метод
ощущения.
Тематика практических работ: чтение текста методом ощущения,
дописать концовку текста.
Тема № 5. (18 час.)
Сохранение информации
Тема № 5.1
МНЕМОТЕХНИКА
Основные вопросы: отработка специальных приемов и способов,
облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем
памяти путем образования ассоциаций.
Требования к знаниям и умениям: читать текст, вживаясь в
прочитанное.
Самостоятельная работа: выучить стихотворение с помощью таблиц.
Тематика практических работ: нелепая ассоциативная связь,
расстановка мест, сказка или рассказ, кодировка слово-слово, кодировка
слово-символ.
Тема № 5.2
СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ
Основные вопросы: характеристика процессов запоминания, формы и
методы обучения запоминанию. Определение уровня развития слуховой
памяти.

Требования к знаниям и умениям: уметь правильно организовать
процесс запоминания, разбить материал для запоминания на разделы или
подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться
логическими схемами.
Самостоятельная работа: запоминание 10 слов, «снежный ком», «найди
клад», «ушки на макушке», «найди ошибку».
Тематика практических работ: упражнения и игры на развитие
слуховой памяти.
Тема № 5.3
ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
Основные вопросы: роль зрительной памяти и эффективное её
использование в процессе обучения.
Требования к знаниям и умениям: уметь создавать мысленную
картинку, зрительный образ. Применять способы, облегчающие
запоминание.
Самостоятельная работа: запоминание 10 слов, «что в коробке»,
диктанты по Федоренко, повтори картинку.
Тематика практических работ: упражнения и игры на развитие
зрительной памяти.
Тема №6
ТЕСТИРОВАНИЕ
Практика. Проверка техники чтения. Подавление внутренней
артикуляции, создание учащимися речевых помех, чтение с выстукиванием
ритма.
Тема № 7
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Теория. Контроль знаний на усвоение материала по программе
«Скорочтение». Обзор пройденного материала. Анализ выполненных
работ.
Методическое обеспечение

Формы и методы занятий.
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и
индивидуальную. Индивидуальную форму организации работы применяет
для тех детей, которые раньше других выполняют основную работу.
В программе используются следующие методы организации занятия:
 -словесный метод обучения(устное изложение, беседа);
 -наглядные методы обучения (работа по образцу);
 -практический метод обучения (выполнение практических
заданий).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
 -объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение,
наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, изделий).
 -репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне
подражания,
 тренировочные
упражнения
по
образцам,
выполнение
практических заданий).
Применяются следующие виды контроля:
- текущий контроль проводится на каждом занятии с целью проверки
уровня усвоения данного материала и обладания практическими навыками.
- промежуточный контроль проводится в середине учебного года и
используется с целью выявления умений и навыков за истекший период.
- итоговый контроль проводится в конце года, после изучения
основного цикла образовательной программы.
Контроль проводится в форме:
- просмотра и анализа практических работ в конце каждого занятия,
- устного опроса по основным разделам теоретического материала.
Материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий, где может разместиться группа из 12
человек;
- учебное оборудование: учебная доска, специально оборудованный
стол, шкафы для хранения материалов;

- технические средства: компьютер, проектор.
- фонд наглядных пособий: картинки для развития памяти, слоги для
отработки быстрого чтения, картинки для увеличения периферического
зрения, рамочки для чтения и т. д.;
- новейшие информационные технологии, методическая литература.
- фонд индивидуальных средств: пособия, цветные карандаши.
РАЗДЕЛ 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ»
2.1 Календарно-тематический план
Календарно-тематический план – это составная часть дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы,
позволяет
распределить весь учебный материал в соответствии с учебно-тематическим
планом программы, календарным учебным графиком МБУ ДО «ЦДО» и
расписанием учебных занятий по программе.
В календарно-тематическом плане должны быть отражены: даты
занятий; темы занятий и их последовательность; количество часов (всего,
теория, практика); формы и методы аттестации (контроля).
Корректировка учебно-тематического плана при необходимости
проводится в течение всего учебного года. На невыполнение полного объема
календарно-тематического плана влияет временная нетрудоспособность
педагога, учебный отпуск.
Последовательность наименований разделов и тем учебнотематического плана может не совпадать с календарно-тематическим планом
с учетом процесса освоения учащимися программы и поддержания
устойчивого интереса учащихся в процессе реализации программы
Календарно-тематический
план
является
приложением
к
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе и
составляется на учебный год или период обучения для каждой учебной
группы.
№ п/п

Тема занятия

Месяц

Количество
часов

Форма
аттестации

2.2 Условия реализации программы
Для успешной реализации программы используются следующие
дидактические пособия: рисунки, презентации, тематические картинки,
видеоматериалы, учебные пособия.
Материально-техническое оснащение для реализации программы
предусматривает:
- оборудование: столы, стулья, проектор, экран, компьютер;

-инструменты: тексты, таблицы, карандаши, линейки, ластики, ручки,
ножницы;
- материалы: цветная бумага, клей, картон.
2.3 Формы аттестации/контроля
С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а
также для повышения эффективности и улучшения качества учебновоспитательного процесса проводится аттестация учащихся в течение всего
периода обучения. Для выявления уровня теоретической и практической
деятельности учащихся проводится входная диагностика. Формой
проведения входной диагностики является теоретическое и практическое
задание на знание базовых знаний и умений (Приложение2).
Формой проведения итоговой аттестации является контрольное
занятие, которое включает устный опрос учащихся по пройденным темам, а
также выполнение практического задания.
2.4 Оценочные материалы
В процессе реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Чтение с увлечением» контроль за уровнем
усвоения материала носит систематический характер и проводится на
каждом занятии.
Педагогическое наблюдение призвано обеспечить оценку роста и
развития каждого обучающегося с целью оказания ему своевременной
помощи и поддержки, а также для целенаправленного планирования
изменений в условиях, формах и видах деятельности, которые
соответствовали бы их индивидуальным потребностям.
В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Чтение с увлечением» разработаны:
- вопросы для устного опроса;
- задания для выполнения практической части в программе
(Приложение 2).
Список литературы
Для педагога:

1.М.В.Ткачева. От линии к линии: рабочая тетрадь. – М.:Дрофа, 2015.32с.
2.В.П. Труднев. Считай, смекай, отгадывай.- М.:Просвещение,2015.127с.
3.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4
ФГОС/составитель Е.В.Языканова. –М.:изд-во экзамен,2017 г.-126с.

кл.

4. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения:
ФГОС/составитель Е.В.Языканова. –М.:изд-во экзамен,2017 г.-125с.

3

кл.

5. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения:
ФГОС/составитель Е.В.Языканова. –М.:изд-во экзамен,2017 г.-125с.

2

кл.

6.В.Норманн. Логические тесты и головоломки.- М.:ЭКСЬЩ, 2003.320с.
Список литературы, рекомендуемый родителям:
1.126 эффективных упражнений по развитию вашейпамяти.-М.: изд-во
«Эйдос»,2016-188с.
2.Л.Ф.Тихомирова.
Развитие
интеллектуальных
способностей
школьника. Пособие для родителей и педагогов.- М.: Академия
развития,2016.-240с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».